О приставке «гипер» и «трудном» ребенке
Психологи, врачи, педагоги постоянно слышат от мам, что их дети отличаются гиперактивностью. Причем счастливые родительницы часто говорят об этом с особой гордостью, как будто описывают новейший реактивный самолет, а не ребенка. Если бы они знали, что в этот момент ставят своему чаду диагноз, то, может быть, воздержались от приставки «гипер» и называли своего непоседу просто активным.
Сегодня речь пойдет об_особом неврологическом синдроме - гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ)._Сейчас все больше детей получает в свою медицинскую карту эти буквы, поэтому стоит разобраться, что это за «гипер» такое!
Есть три категории детей с похожим поведением: гиперактивные дети, тревожные дети и «просто» активные дети.
Вторую категорию составляют малыши, которые по каким-то причинам не могут быть уверены в себе и в окружающем мире. Они очень боятся сделать ошибку и сомневаются в большинстве своих действий. Некоторые их них выглядят «тихонями», а некоторые, наоборот, непоседливыми егозами.
В третью категорию попадают дети с крепкой нервной системой, отличным настроением, жаждой деятельности и активной позицией в освоении мира. Они не могут сидеть на одном месте, им многое интересно и все хочется попробовать.
Чем гиперактивный ребенок отличается от «просто» активного малыша? В игровой ситуации эти два воображаемых мальчика ведут себя одинаково: хватаются за все игрушки подряд, бегают по комнате, тараторят без умолку и устраивают салют из карандашей.
Однако попросите их нарисовать Бэтмена или Человека-Паука - и вы сразу увидите разницу. Нет, она не в изобразительных способностях малышей, а в том, КАК они будут рисовать.
Обыкновенный активный малыш стремительными росчерками обозначит фигуры на листе и будет таков. Необыкновенный «гиперактивник»… не выполнит задание. Только присев, он уже вскочит, привлеченный шумом за окном.
А вернувшись к столу, уже забудет, что нужно было что-то рисовать, и начнет делать из альбомного листа самолетик. Впрочем, и самолетик он не доделает, так как увидит муху на столе и побежит на «охоту».
Чем гиперактивный малыш отличается от тревожного ребенка? Тревожный, не уверенный в себе маленький человек тоже, скорее всего, не сможет завершить рисунок, но вовсе не потому, что отвлекся, а потому, что не верит в свои силы.
Там, где «гиперактивник» уже не может сосредоточиться, тревожный товарищ боится и не хочет продолжать. Если заверить его в успехе предприятия, он все же дорисует картинку.
Итак, гиперактивный ребенок с дефицитом внимания не может делать одновременно три дела: сидеть, выполнять задание и сохранять тишину. Ему доступны только два из трех дел в один и тот же момент.
Представьте, каково такому ребенку в школе: он постоянно ерзает на стуле, шуршит бумажками, роняет карандаши - и это все для того, чтобы оставаться включенным в образовательный процесс!
И проявления этого синдрома снижаются или вовсе сходят на нет только в подростковом возрасте - к этому моменту на ребенка уже успеют навесить ярлык «двоечника» и «клоуна».
Некоторые «гиперактивники» успевают сменить по несколько школ (в том числе, и под давлением недовольных обстановкой на уроках родителей других детей), пока найдут учителя, умеющего работать с этой категорией детей.
Однако не только мастерство педагога может быть спасительным в этой ситуации! Каждая мама может помочь своему ребенку, следуя рекомендациям врача-невролога.
Так как в основе СДВГ лежит дисбаланс между процессами активации и торможения в нервной системе, то воздействовать нужно именно на нее.
Среди назначений невролога можно увидеть соблюдение режима дня, снижение действия стрессовых факторов (например, компьютерных игр и телевизора) и прием мягких успокаивающих препаратов - таких, как Тенотен.
Тенотен - это препарат, который не вызывает сонливости, что очень важно для поддержания работоспособности младшего школьника.
Это лекарственное средство помогает ребенку справиться с повышенной отвлекаемостью и неусидчивостью, а значит, основные препятствия для успешной учебы преодолены!
Алена ЗАХАРОВА,
на правах рекламы