Эти загадочные биоритмы
Все чаще в нашей жизни упоминаются слова «биоритм», «биологические часы». Что же это означает? Как формируются биоритмы ребенка? От чего они зависят? Можно ли говорить о влиянии биоритмов будущей мамы на биологические часы будущего малыша? По каким ритмам живет ребенок до рождения, в утробе матери? Как организовать жизнь малыша после рождения, чтобы он находился в гармонии с собой, своим окружением и природой? Как помочь ему обрести чувство времени? Читайте эту статью, и Вы найдете ответы на эти и многие другие интересные вопросы.
Все мы живем по определенным законам. Как говорится, и стар, и млад. Среди прочих особое значение имеют биологические ритмы.
Более простое и известное понятие – это «биологические часы».
В чем же оно выражается?
Любой организм способен чувствовать и измерять время. Действительно, этой способностью обладают все живые существа - от растений до человека!
Именно данное свойство помогло многим организмам выжить в борьбе за существование. Как в организме человека, так и во все живом мире повторяются определенные явления.
Цветение растений, сезонные миграции зверей и птиц, чередование сна и бодрствования, смена времен года и многие другие циклические процессы в природе - все это проявление биологических ритмов.
У человека есть биологические часы, но не столь точные как у некоторых животных.
О ритмическом изменении состояния организма человека известно давно.
Греческий врач Герофил за 300 лет до н. э обнаружил, что пульс у здорового человека меняется в течение дня. Подсознательно человек выбирает время, когда ему легче работать.
Приблизительно 400 - 500 лет назад человек стал жить по часам, а до этого в них необходимости не было, так как работали природные и биологические часы.
Механизм «биологических часов» находится в гипоталамусе (отдел промежуточного мозга) и имеет сложную структуру, где ведущую роль играют гормональные факторы.
В течение суток ход «часов» неравномерен, он способен замедляться или ускоряться, что сказывается на обмене веществ клеток и внутренних органов человека.
Так, за 24 часа происходит 5 подъемов активности и 5 ее спадов:
Подъемы:
с 5 до 6 утра,
с 11 до 12 часов,
с 16 до 17 часов,
с 20 до 21 часа,
с 24 до 1 часа ночи.
Спады:
с 2 до 3 часов,
с 9 до 10 часов,
с 14 до 15 часов,
с 18 до 19 часов и
с 22 до 23 часов.
Замечу, что эти цифры хорошо известны и врачам, педагогам, и другим специалистам.
Я, например, часто замечаю, что в шесть часов вечера хочется вздремнуть.
Когда несколько лет назад я работала в лицее во вторую смену, в это же время, к шести часам, многие дети начинали зевать…
Поэтому, если Вы беременны и Вам вдруг очень хочется немного отдохнуть, не пытайтесь лишний раз перебороть себя. Может, сама природа подсказывает Вам, что сейчас лучше расслабиться? Подарите себе такую возможность, и у Вас появится драгоценное время для общения с будущим малышом.
Всех людей по динамике работоспособности можно условно разделить на:
Голубей (они легко приспосабливаются к любому режиму труда, то есть хорошо работают в любое время суток, когда это требуется).
Сов (представители этого типа людей наиболее эффективно работают в вечернее, и даже ночное время).
Жаворонков (они рано встают, лучше всего себя чувствуют и эффективнее работают именно в первой половине дня).
Точно установить, «что Вы за птица», вам поможет тест немецкого ученого Г.Хильдебрандта. Утром сразу после пробуждения измерьте частоту сердечных сокращений (ЧСС) и число вдохов. Если отношение ЧСС к вдохам равно примерно 4:1, то вы "голубь", если 5:1 или 6:1, то вы "жаворонок". Увеличение частоты вдохов и уменьшение соотношения ЧСС к числу вдохов характерны для "сов".
Заветные пружинки:
Работа биологических часов ребенка зависит от множества «пружинок»:
От даты рождения;
Периодичности изменений физических показателей окружающего мира в месте рождения (колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли);
Частично от биологических ритмов мамы во время беременности.
Слово «частично» здесь совсем не случайно. Еще в 1981 году была выявлена закономерность наличия у плода самостоятельных биоритмов, независимо от биоритмов матери. Эта заслуга принадлежит академику из Грузии Палико Кинтраиа (1981 г.).
Генетически обусловленными возможностями ребенка адаптации к изменениям ритма;
_Навязанным ребенку ритмом жизни и т.д.
Биологические ритмы – неосязаемы физически, но они играют важнейшую роль.
Роль биологических часов в жизни ребенка:_
С ними связана работа организма и поведение ребенка.
_Выражаются в чувстве ребенком времени. Данное проявление биоритмов – это как бы обязанность крохи жить в принятом режиме.
Особенности детских биоритмов заключаются в том, что чем четче они работают, тем выше уровень здоровья ребенка.
Биоритмы имеют важное значение в способности ребенка адаптироваться к проявлениям внешнего мира, в том числе отрицательных и агрессивных, таких, как:_
различного рода инфекции
стрессы
особенности экологии местности
_**адаптации к новым условиям жизни (например, при переезде и смене часового пояса).
Дети с устоявшимися биоритмами гораздо меньше болеют. Также известно, что такие малыши и в отношении интеллектуального развития часто опережают сверстников, то есть тех детишек, которые живут без соблюдения режима дня.**_
_До рождения и после:
До своего появления на свет, в утробе, малыш живет по биоритмам мамы и по зачаткам собственных «часиков».
Собственная система, в частности, закладывается в момент рождения.
Действительно, сначала она, мягко говоря, неустойчива, неявна.
Поначалу, особенно в первые недели после рождения, бывает очень трудно определить по малышу, какой режим ему подходит наилучшим образом.
Одна моя знакомая, мама трёх мальчишек, говорит:
«Когда появляется на свет новый человечек, в первое время очень трудно приспособиться не то что к более-менее четкому режиму дня, а, хотя бы к намеку на него. Каждый день все по-новому. Запланировал прогулку на часов двенадцать, а не тут-то было! Малыш плачет, одеть его никак не получается, кушать просит раз за разом. А ничего не поделаешь! Это – РЕБЕНОК! Его нужно понять, к нему нужно приспособится, его нужно уважать! Да-да, именно уважать личность. Ведь ребенок, пусть и крохотный – это уже личность. Но, пока не состоявшаяся. И как она состоится, во многом зависит от родителей. Уважение ведет к пониманию ничуть не меньше, чем любовь».
Постепенно, день за днем, мама уже может наблюдать за особенностями своего малыша: когда он лучше засыпает, во сколько часов просыпается , когда просит кушать, когда меньше плачет, когда бодрствует и т.д.
И, опять же, постепенно, мама приучает своего ребенка к определенному режиму, который удобен ей и не противоречит склонностям малыша._
Обрести чувство времени, то есть научится ориентироваться во времени, поможет ребенку именно мама.
Каким же образом?
1. Сон.
Он помогает сформировать эти своеобразные биологические часы. Он охраняет нервную систему от перегрузок и истощения; помогает ей развиваться.
Новорожденному требуется 19 часов сна в сутки;
3-5 месячному малышу 17 часов;
полугодовалому -15 часов;
9-12 месячному – 13 часов
2-3 –летнему 12.5 часов;
4-5 – летнему – 10-11 часов.
2. Кормление.
Режим кормлений, а также соблюдение правил введения прикорма совершенствует систему биоритмов. Также помогает пищеварительной системе отладить свою работу.
3. Закаливание.
Придает организму устойчивость.
С первых дней жизни малышу уже можно устраивать воздушные ванны, с конца первой недели – ежедневные купания.
4. Прогулки на свежем воздухе. Если ребенок спит дома, полезен сон с открытой форточкой.
5. Массаж и приемы гимнастики.
6. Общение и положительные эмоции.
На самом деле, этот пункт пусть и последний, но отнюдь не маловажный. Развитие нервной системы должно постоянно стимулироваться атмосферой гармонии в семье.
Известно, что здоровье малыша и склонность к различным заболеваниям зависит от времени года, когда ребенок появился на свет.
1. У рожденных зимой и ранней весной:
У таких детишек чаще появляется дефицит витаминов. Также уязвимое место: иммунитет.
У весенних детей выше риск появления аллергии. Иногда они чуть хуже переносят прививки.
2. У рожденных осенью:
Такой фактор, как осенняя погода, может работать «против» настройки биологических ритмов.
Почему? Причина кроется именно в неустойчивости погоды. Днём сравнительно тепло, без осадков, к вечеру – резкий ветер, ближе к ноябрю – дождь со снегом, ночью – похолодание. На следующий день выглянешь в окно: Как будто совершен скачёк во времени, не узнаешь даже пейзаж.
Все это тяжело для ребятишек, им трудно настроить внутренние часики.
3. У рождённых летом.
Здесь большой плюс во многом. Например, такие дети быстрее прибавляют в весе, быстрее развиваются и… растут. Показатели роста у летних детей выше, чем у других.
Лето – благоприятный период для маленьких детей. Конечно, тот, если можно так выразиться, «вариант лета», который всегда был характерен для средней полосы: средняя температура + 24-26 градусов. Новорожденные могут проводить на воздухе очень много времени.
А вот жара последних лет ничего хорошего нам не дарит, к сожалению. Везет тем, кто живет рядом с парками, лесными массивами и водоемами…Что ж, посмотрим, какие сюрпризы преподнесет нам грядущее лето.
Хочется надеяться, что погода будет к нам благосклонна.
Итак, таковы основные, наиболее интересные моменты, касающиеся детских биоритмов, особенностей их формирования.
Если вы хотите поделиться своим опытом по данному вопросу, пишите, несомненно, он будет полезен многим мамам, в том числе и будущим.
Жду ваших вопросов и отзывов!