ЛЮДИ ТАКИЕ28 мин.

«Всегда хотелось жить той жизнью, что живу сейчас»: истории модели, художницы, DJ и гитариста с протезами

© Пресс-служба

Истории 4 людей-киборгов, для которых потеря конечностей не стала приговором.

Сегодня все чаще, идя по улице, можно увидеть людей без той или иной части тела. Они могут открыто это демонстрировать, не стесняясь своей особенности, скрывать под одеждой и косметическим протезом или же даже хвастаться этим, ведь они получили возможность стать киборгами в современном мире. Портал «Страсти» собрал истории четырех героев из самых разных сфер, которые, родившись или лишившись конечностей, продолжили жить и открыли для себя новые горизонты.

Все наши собеседники – амбассадоры компании «Моторика», занимающейся протезированием взрослых и детей от 2-х лет. Нам удалось поближе познакомиться и с ними, и с деятельностью организации на первой конференции Motoriconf 23 для протезно-ортопедических компаний России и СНГ, прошедшей в Москве. На ней пользователи протезов не просто рассказали о своей жизни, но и продемонстрировали, что и без рук можно делать все – заниматься музыкой, рисовать, работать за DJ-пультом и выглядеть при этом не как человек, вызывающий жалость у окружающих.

Максим Емец, музыкант, профессионально играет на гитаре с протезом

«Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было», - эта цитата идеально подходит к нашему первому герою Максиму. Несмотря на то, что он потерял пальцы из-за неудачного опыта еще в подростковом возрасте, он совершенно не унывает и находит в своей ситуации много плюсов. Он старается жить полноценной жизнью, не отказывать себе в удовольствиях, заниматься любимым делом.

«У меня рука взорвалась. Пальцы разлетелись по всей комнате»

— Мне было 17 лет, когда я лишился пальцев. Я учился на учителя химии, жил в городе Кирове и увлекался пиротехникой. Дома химичил и в ступке растирал всякие вещества. Так у меня рука и взорвалась. Ступка прошла через левую руку, пестик через правую, и пальцы мои разлетелись по всей комнате. Врачи ничем помочь не смогли. Рана была рваной. Мне кажется, в этом основная сложность. Плюс, у меня друг приехал, собрал мои пальцы и привез, но ему сказали: «Нет, чувак». То ли поздно приехал, то ли еще что, не знаю.

Но на самом деле я вообще очень спокойно это воспринял. У меня был, конечно, шок, особенно в первый день. Я много думал о том, как же смогу играть на гитаре после этого, потому что я сильно был вовлечен в музыку. Даже лишиться моего любительского уровня казалось просто огромной трагедией.

В то время я еще думал над тем, чем буду зарабатывать на жизнь и даже не предполагал, что в принципе это возможно сделать с помощью музыки. Но я планировал, что, кроме работы, у меня будет творчество. А потом резко отрезали, и вроде как я уже, получается, и музыкантом не могу быть, и учителем химии не хочу работать. На какое-то время у меня такая пустота возникла, потому что пока музыка отвлекала, я мог не думать о том, что я учусь не там, где мне надо. Но в конце концов я очень быстро собрался.

Максим Емец на вечеринке компании «Моторика» в Archiloft

© Пресс-служба

«Когда ты сам это воспринимаешь спокойно, тогда в большинстве случаев этого никто не заметит и не будет воспринимать это как причину для особенного отношения к тебе»

— Большую поддержку после потери пальцев мне оказали мама, друзья, девушка. Они мне очень помогли. Плюс, я в целом человек позитивный. У меня редко бывает такое, что меня что-то из колеи вышибает. Ну, или какая-то внутренняя расположенность к такому спокойному восприятию вещей.

Первый год я руку прятал, мне чисто визуально казалось, что людям может быть неприятно. Но потом я заметил, что все происходит наоборот — если ты что-то прячешь, все хотят на это посмотреть. И со временем я стал спокойно ходить с коротким рукавом. Даже была ситуация, когда я пришел на прослушивание в одну группу и только через полчаса игры ребята заметили, что у меня пальцев не хватает. Все потому, что я никак этого не прятал и никогда не подчеркивал, не афишировал. Поэтому, когда ты сам это воспринимаешь спокойно, тогда в большинстве случаев этого никто не заметит и не будет воспринимать это как причину для особенного отношения к тебе.

«Рука куклы мне особо никогда не нужна была, поэтому протезирование не интересовало даже»

— Особых проблем с самообслуживанием после потери пальцев я не заметил. У меня травма не такая уж серьезная. На левой руке у меня есть два пальца: большой и мизинец, правда, он не сгибается. При всем при этом у меня вполне себе нормальный хват и мне его хватает. Я очень много чего делаю: люблю заниматься рукоделием, мастерю сережки из ценных пород дерева с мозаикой, получается очень красиво, но они не продаются. Поэтому они больше бытовые.

Очень долгое время до момента знакомства с «Моторикой» не знал, что протезы могут быть какими-то другими, помимо косметических. Рука куклы мне особо никогда не нужна была, поэтому протезирование не интересовало даже. А затем мне случайно дали визитку «Моторики». Просто в компьютерном магазине покупал железо, ко мне подошел человек и предложил посмотреть. Я решил узнать, что эта компания из себя представляет, и первым делом увидел именно классный дизайн. Я понял, что протез может быть не только прячущим твой недостаток, но и функциональным. От этого очень сильно голову свернуло. Тогда я не захотел себе протез, потому что привык, что у меня все нормально с хватом. Но все равно зацепило, что ребята занимаются классным делом.

Потом как-то пришел к ним и предложил: «А давайте вы сделаете для меня что-нибудь новое, интересное, а я с этим поиграю на гитаре, и покажем, насколько это возможно и прикольно». Так мы сделали мне первый прототип протеза пальца. По сути, часть его была распечатана на 3D-принтере, часть — с проволочками, и это был реально классный прототип, потому что он абсолютно нормально работал, хоть и был сделан буквально на коленках. Я, соответственно, с этим протезом немножко поиграл, и на этом все закончилось. Мне было прикольно. То есть, это был просто классный проект, в котором я поучаствовал. Здесь, наверное, больше впечатление произвел даже не сам протез, а именно команда компании «Моторика». Я впервые видел настолько живых, открытых молодых людей, занимающихся классным делом. У меня на то время в окружении в принципе не было таких людей. Я проникся этим, и через какое-то время стал у них работать.

© Максим Емец

«Мне бы хотелось показать людям, что вполне возможно играть на гитаре с протезом»

— Чтобы играть на гитаре, мне сделали специальные напальчники. Но пока возможности изготавливать их для всех у нас нет. Точнее, сама возможность есть, но запроса особо не существует. Я думаю, что как раз я этот запрос и формирую. Мне бы хотелось показать людям, что вполне возможно играть с протезом. По сути, это дополнительная опция - распечатать специальные напальчники. Я думаю, что это удобная вещь для освоения чего-либо. У нас же есть для протеза разные насадки: под фонарик, под скакалку для детей, держатель для телефона, тоже как дополнительная насадка, которая расширяет функционал протеза. Ну и это, соответственно, такая же дополнительная насадка. Мне кажется, это возможно, просто сейчас эта тема не очень подсвечена, потому что я пока освещаю сам факт того, что на гитаре можно играть с протезом. Пока никто не задавал вопросы, как это возможно, но постепенно буду эту информацию распространять. Не знаю, может, видео начну снимать про то, как у меня это все устроено, и когда этот запрос появится, тогда уже можно продвигать.

На самом деле играть с протезом оказалось не так сложно. Первоначально я прямо совсем что-то простое играл и даже боялся попробовать исполнять сложное. А недавно, буквально пару недель назад, я взял свои обычные минусовки, с которыми играю своими пальцами, а не с протезом, и просто под них стал играть. Выяснилось, что в принципе я все могу. То есть, у меня в голове все это есть, все эти знания, куда тебе нужно руку поставить. В общем-то, и одним своим пальцем играю так же. Другое дело, что нужно просто немного привыкнуть к особенностям, потому что ты не чувствуешь, куда ставишь свои пальцы, и не можешь ориентироваться чисто по физическим ощущениям.

Приходится постоянно смотреть на гриф, в этом есть сложность. Плюс, силикон скользит чуть хуже, чем палец. Это не особо мешает, просто мне тоже нужно привыкать прикладывать больше усилий, чтобы перемещать руку по грифу. Соответственно, когда к этому адаптировался, это была тренировка. На тот момент я ушел на две недели в отпуск. И поскольку я как раз обнаружил, что я могу в принципе нормально играть, я много тренировался, зная, что у нас будет мероприятие и нужно там прилично сыграть, а не просто выйти и два аккорда показать. На самом выступлении было очень сильное испытание для протеза, потому что в первые секунды я занервничал, напряг мышцы, и у меня протез схватило не там, где надо. Поэтому первые 30 секунд я понимал, что от нервов немного плохо его контролирую. Я полностью выдохнул, разжал руку, снова ухватился за гриф, пальцы встали куда надо, и дальше я уже смог подстроиться под минусовку. Люди, конечно, слышали, что в начале было как-то странно, а потом вроде уехал с этого.

Даже прикольно, что так получилось, потому что то, что у меня было на сцене, было сырое. Но если я не буду пытаться играть с протезом, то у меня не будет стимула. То есть один раз накосячил на сцене, в следующий раз посидишь подольше, грубо говоря, научишься расслабляться, чтобы не нервничать, не жать протезом сильнее, чем нужно. И вот благо мне помогает большой сценический опыт. Я в принципе не боюсь лажать, чего только на концертах не было. Поэтому вышел, сыграл не на 100%, а на 70%. Это отличный результат за 2 недели подготовки.

Максим Емец на вечеринке компании «Моторика» в Archiloft

© Пресс-служба

— Сейчас я в группе «Дети неонового солнца». В коллективе с протезом я пока еще ни разу не играл. Там я состою, собственно, где-то года три-четыре, и всегда играл своими пальцами. За это время у нас не было какой-то активности - вокалист был не в России. И, соответственно, только недавно вернулся. Мы планируем готовиться как раз к концерту, ближе к зиме. Хочу на нем как раз пару вещей сыграть с протезом, просто это прикольно. Последние полгода я приходил на тусовки с протезом просто потому, что он у меня был, я даже не пошел бы, если бы не было чем похвастаться. Вообще я не особо экстраверт, в основном я один, а тут как бы меня немного раскрыло в этом плане. Мол, у меня такая штука есть, пойду-ка я выгуливать ее.

Люди протез воспринимают с интересом. Это же как раз не та самая рука куклы, что прячут. Наоборот, когда ты этим хвастаешься, одновременно показываешь то, как к тебе нужно относиться.

Условно говоря, если бы ты показывал, что ты весь такой серый и убогий, сразу понятно, что тебя пожалеют. Открыто демонстрируешь типа «Люк, я твой отец» - совершенно другая ситуация.

Для меня протез в первую очередь некий эпатажный внешний вид. И мне нравится исследовать его возможности для игры на гитаре. Плюс я люблю его демонстрировать, показывать, рассказывать про него на различных показах, мероприятиях. И для меня этой функции полностью хватает. Сколько это процентов в моей жизни, сложно оценить. В быту я им особо не пользуюсь, потому что у меня есть свой хват, зачем мне себя заставлять делать какие-то вещи, в которых протез мне не добавит функционала? А если, допустим, более серьезная травма, то, конечно, в зависимости от ситуации. Я постоянно привожу пример: есть мужичок, один из наших пациентов-пользователей, у него два таких протеза, как у меня, только у него нет всех пальцев. То есть, получается, у него полностью два пятипалых протеза, и он с ними сделал ремонт, просто потому, что ему помочь некому. И он освоил их фактически на 100%, потому что у него не было другого выхода, у него была к этому своя мотивация.

А бывает такое, что человек протез взял, а что делать дальше? Все зависит от ситуации. В моем случае в процентах сложно сказать, но, допустим, использую протез на 20%.

Юлия Чеснова, художница, телеведущая, модель

Следующая героиня – Юлия. В отличие от Максима, она не теряла руку, а родилась без нее. Путь принятия себя для нее был долгий – длиной в 26 лет. Зато сейчас она любит себя такой, какая есть, и считает свой протез не уродством, а красотой. Инклюзия просматривается и во всех картинах Юлии, которые пользуются большим спросом.

«Папа решил, что не будет жалеть меня, что воспитает еще сильнее других и что я буду для всех примером, независимо от того, есть у меня рука или нет»

— Моя история такова, что я просто родилась без части руки. Диагноз даже не ставили. Просто отсутствие правой кисти, по-моему, было написано в медицинской книжке.

Для родителей это, конечно, был шок, понятное дело. Я думаю, им было морально сложно. Не знаю подробно этой ситуации. Помню, как папа рассказывал, что собрался после моего рождения, ушел куда-то подумать. Ну, расстроился, конечно. Однако мыслей, чтобы меня оставить, у него не было. Просто пытался понять, что делать дальше. Он думал, как себя вести, потому что это первый случай был на тот момент в нашем поселке. Но папа решил, что не будет жалеть меня, что воспитает меня еще сильнее других и что я буду еще для всех примером, независимо от того, есть у меня рука или нет.

У нас была большая улица, и у меня было довольно много друзей, которые и со мной игрались, и с папой еще общались. Отец, естественно, разговаривал с мальчиками-подростками и говорил: «Ну, ребят, вы если что Юлю защищайте, если я буду чего-то где-то не знать, либо, если будет какая-то ситуация – помогайте». Они просто очень хорошо к нему относились, он их тренировал. И у меня была большая поддержка в кругу моих друзей.

Конечно, были ситуации извне моего круга общения. Это те дети, с которыми я была мало знакома. Они говорили не в глаза мне что-то, а за спиной.

Помню, как-то один мальчик сказал, что не будет со мной играть, потому что у меня нет руки. Но, естественно, он сразу получил по голове, так как там в тот момент присутствовали те ребята, которые со мной дружили.

Любые негативные разговоры обо мне быстро пресекались. Когда мне было уже лет 14, собралась толпа, человек 20, чтобы защитить меня. Я помню, весь поселок был в шоке. Он потом прощения просил, этот пацан. Я тогда расстроилась, потому что у меня возраст такой еще был, что мне это было неприятно.

А так, в принципе, в школе меня не жалели. Я всегда физкультурой занималась, во всех соревнованиях участвовала, на сцене выступала, рисовала все стенгазеты, многие конкурсы региональные выигрывала. Как-то даже получила путевку в «Артек».

Юлия Чеснова на вечеринке компании «Моторика» в Archiloft

© Пресс-служба

«Мама с папой с большим трудом собирали деньги на косметический протез, который в итоге мне не помог, а только навредил»

— Я научилась себя принимать очень поздно, к сожалению, в 26 лет. Мне всегда хотелось красиво одеться, но, когда я что-то мерила, смотрела на себя, то сразу обращала внимание на руку. Это уродство, некрасиво. Знаете, вот сразу настроение падало, происходил «затык». Поэтому я надевала что-то закрытое, с рукавами.

Мне всегда хотелось жить той жизнью, которой я живу сейчас. У меня всегда было желание чем-то заниматься, расти, развиваться, увлекаться. Но мне казалось, что я недостойна, что меня не примет общество, что люди не готовы к этому. Хотя я сама была, наверное, не готова, потому что я себя не любила. Но я пыталась. Я делала шаги к этому, участвовала в конкурсах красоты. Меня как-то отправили от университета в региональный, в Луганской области. Я со страхом согласилась. Потом, когда это все происходило, я думала: «Зачем я туда лезу?» Но я шла дальше, при этом пряча руку.

Переломный момент произошел после «Перезагрузки» на ТНТ, куда меня буквально силой затащили. Там сказали, что нужно снять протез, и это было сложно из-за неоправданного страха того, что скажут люди.

Тот первый протез мне купили родители. Тогда у нас не было на Украине протезирования бесплатного как такового. Помню, мама с папой с большим трудом собирали деньги на этот косметический протез, который в итоге мне не помог, а только навредил, так как я еще больше начала закрываться.

Потом я переехала в Россию и пошла работать. Коллеги тоже не знали, что у меня нет руки. Я пряталась, закрывалась, и в итоге мне так стало тяжело… Мне хотелось просто сидеть дома и не выходить никуда. Тогда мне подружки предложили это кастинг на «Перезагрузку». Мне было страшно письмо даже написать о том, что такая ситуация. Но они сказали: «Давай».

По-моему, меня трясло, когда я это делала. Такие эмоции… Страх, как будто, я не знаю, для кого-то голая снимаюсь. Вот такие ощущения были. И я прошла кастинг на саму передачу. Мне помогли сквозь болевые точки, преодоление жестких барьеров снять протез. Я еще спрашивала: «Вы не снимаете?». И они отвечали: «Нет, мы не снимаем». Естественно, все записывалось, и это все показали — как я плакала, протестовала против того, чтобы снять мерки для нового протеза. Тогда мне как раз подарили протез от «Моторики». Когда я его померила, то совсем не поняла, как он мне поможет. То есть я в принципе боюсь, что все увидят, что у меня нет руки, а как я буду ходить с черным? Это же еще сложнее!

Мне подарили съемку в журнале, после которой я осознала, что это реально красиво. Через объектив я увидела, что это не уродливо, и мне это идет. Я увидела в этом изюминку, и как камень с души упал.

Барьер был преодолен после этого, но, конечно, не сразу. Оставался страх, что кто-то скажет: «Фу, почему черная рука?» Но потом мне предложили заключить контракт с модельным агентством и, естественно, через съемки, через какие-то публичные выступления я все больше и больше открывалась. Я начала вклиниваться в эту социальную жизнь. Поняла, что я хочу жить с этим, рассказывать, как я справилась, как было тяжело, что это преодолимо. Вот когда я приняла это уже окончательно, мне стало хорошо, легко, классно, у меня жизнь изменилась кардинально. Я устроилась на работу, стала мамой. Нормальная, обычная, полноценная жизнь. Даже, наверное, получше, чем у некоторых людей.

У меня еще была мечта стать ведущей программы, связанной с инклюзией, чтобы она помогала таким людям, как и я. И вот была я у родителей летом, отдыхала с малышом, и мне приходит приглашение на кастинг. Я поехала. 1300 километров в Москву. Несколько суток в дороге была, чтобы попасть на пробы. Мне еще сказали, что там будут опытные журналисты. Я тогда подумала: «Ну все, до свидания!» Но нет, мне позвонили через несколько дней, сказали, что я прошла. Конечно, это у меня такой плюс к самооценке, к настроению, к принятию себя. Я поняла, что не зря все делала, и я теперь в том направлении, в котором буду себя чувствовать очень комфортно. И плюс буду помогать другим.

© Юлия Чеснова

«Я начала рисовать героев таких же, как и я, — с протезами. Меня вдохновила моя история, и я захотела эту частичку себя перенести на полотна»

— Я всегда рисовала, но были переломные моменты, когда мне было тяжело. Тогда, естественно, ни о каком творчестве речи не шло. Но после принятия себя я вновь взялась за кисть, начала рисовать героев таких же, как и я, — с протезами. Меня вдохновила моя история, и я захотела эту частичку себя перенести на полотна. Для меня это большой подвиг, потому что 26 лет, мне кажется, я жила чужую жизнь. И когда я приняла себя, мне захотелось это выплеснуть, как-то рассказать, показать через мультяшных известных героев, что человек с особенностью — это нормально. Нужно любить себя, принимать, и все получится. Поэтому я персонажей яркими всегда изображаю.

Протез в творчестве меня не ограничивает. Конечно, есть какие-то моменты, может, выполнение определенных вещей, но я делаю все, что могу. Как-то по-своему приловчилась.

Готовые картины я продаю. Сейчас как раз готовлю выставку. Где-то в начале декабря планирую. Хочется еще немного больше пополнить свою коллекцию, потому что часть героев раскупили, нужно еще расширить.

Сергей Бачу, пилот-испытатель киберпротезов, DJ

Жизнь этого героя поделилась на «до» и «после», ведь буквально в одно мгновение он потерял обе руки. Как «упал, проснулся — гипс», только «упал, проснулся – новая жизнь без верхних конечностей». Сергею пришлось пройти через многие трудности, чтобы вновь начать полноценно жить. И тем не менее, ничто не сможет никогда заменить ему настоящие руки. От своей ситуации он пытается брать все – занимается спортом, музыкой, выступает с DJ-сетами. Однако какие-то мечты он понимает, что все равно не сможет исполнить.

«Просто проснулся после операции, не было одной руки, после второй — не было другой»

— Руки потерял в детстве в результате электротравмы. Просто залез на высоковольтный столб. О том, что мне будут ампутировать конечности, мне никто не говорил. Об этом не сообщают. Просто проснулся после операции, не было одной руки, после второй — не было другой. Ничего примечательного, полагаю, каждый человек немножко обалдел бы от такого. Не знаю, как описать то, что я чувствовал, после операции. Просто стал без рук, и все вытекающее из этого происходило. Как таковых фантомных болей не испытывал.

«Протезы — классный инструмент, но навык владения ими нужно развивать»

— К отсутствию рук пришлось привыкать очень долго. Не уверен, что сейчас до конца к этому адаптировался. Больше всего страдало самообслуживание. 18 лет после потери конечностей я был без протезов. Это была не моя позиция, просто других вариантов не было. Я жил в деревне в Молдавии, это был 1999 год... Полагаю, что там и сейчас ничем не обеспечивают.

Когда же все-таки появились протезы, ими надо было учиться управлять. Нужно перекладывать как можно больше бытовых задач на них. Я и сейчас чему-то учусь. Конечно они не заменят весь функционал рук, но они точно помогают во многих важных кейсах. Резюмируя: «Протезы — классный инструмент, но навык владения ими нужно развивать»

Сергей Бачу и Вероника Левенец на вечеринке компании «Моторика» в Archiloft

© Пресс-служба

«Открыл для себя альпинизм. Роупджампингом тоже с некоторой периодичностью занимаюсь. Еще в моей жизни присутствует лонгбординг и скейтбординг»

— Хобби у меня мало, так как это то, что делается хотя бы с некоторой периодичностью. Но в последний год я чуть больше занимаюсь экстрим-вокалом, у меня есть свои песни даже записанные на студии. В среднем раз в год изучаем искусственные пещеры — это направление называется спелестология. Хотелось бы чаще этому уделять время. В этом году открыл для себя альпинизм, очень опасное и нелегкое занятие. Роупджампингом тоже с некоторой периодичностью занимаюсь. Еще в моей жизни присутствует лонгбординг и скейтбординг.

С началом работы в компании «Моторика» моя жизнь изменилась, но не в первый же день и не в первый же год. Но тем не менее, я осознаю, что благодаря моей специальности я чувствую себя более уверенным и более полезным для общества в целом. Работа дает мне новые знакомства, которые помогают становиться более открытым и активным. Различные мероприятия тоже для меня проходят с интересом. Они мне нравятся и, соответственно, тоже влияют... В сноуборде поддерживает компания. Для меня это очень важно, поскольку это увлечение на первом месте в круге моих интересов.

© Сергей Бачу

«Возможно, я уже не столь молод, чтобы возлагать какие-то большие надежды на будущее»

— Как тестировщик киберпротезов, могу сказать, что термин новое поколение — это условности. Эти технологии были придуманы еще в советское время. Просто они усовершенствованы. В нашей стране биоэлектрические протезы доступны почти всем гражданам, у кого оформлены нужные документы. Мне нравится, что человек с подобными технологиями перестает стесняться своих особенностей. Еще нравится, что наши протезы яркие и привлекательные.

Однако я слишком долго работаю тестировщиком и вижу, насколько, с моей точки зрения, все медленно развивается. Возможно, я уже не столь молод, чтобы возлагать какие-то большие надежды на будущее.

Вероника Левенец, топ-модель мирового уровня с протезом с 6-ю тысячами камней Сваровски

История этой героини похожа на адаптацию всем известной сказки про обычную девочку, у которой в один момент стали исполняться все мечты. Современная кибер-золушка Вероника родилась в маленьком городке без руки, и довольно быстро весть о таком необычном ребенке распространилась по всем семьям. Чтобы адаптироваться, ей пришлось пройти и через издевки сверстников, и через отрицание своей особенности, и через слезы родителей. Но потом о девочке без конечности заговорили не с осуждением, а с восхищением. И не только в Золотоноше, а во всем мире. Сейчас Вероника является успешной топ-моделью и вдохновляет своим примером других.

«Все знали обо мне, разговаривали об этом. Таких случаев в городе не было, поэтому я была, как пришелец с Марса»

— Собственно говоря, мое детство проходило довольно счастливо, активно, насыщено. Я росла в любви, заботе и поддержке со стороны своей семьи. Для ребенка это основное. И что бы ни происходило, родители всегда были на моей стороне и никогда особо не жалели в том плане, что я какая-то не такая, что отличалась от других детей. Они меня очень любили, старались делать для меня все самое лучшее. Даже в спорт меня рано отдали, и в танцы, и на гимнастику.

То, как я уже ко всему адаптировалась, это уже другой вопрос. Но я старалась всегда быть на плаву, не хуже других. Иногда у меня получалось даже быть лучшей, лидером, доказывать себе и другим, что я тоже могу.

Я росла, прыгала, бегала, как и все. В детском саду были ребята, которые как-то дразнили, когда еще не было протеза и было видно, что ручки нет. У меня был небольшой город, все знали обо мне, разговаривали об этом. Таких случаев ранее не было, поэтому я была, как пришелец с Марса. И мне всегда хотелось доказать: «Посмотрите, я нормальная, я тоже все могу!»

Я бы не сказала, что меня как-то сильно обижали сверстники в детстве. Скорее, я своими детскими глазами так воспринимала. Город был небольшой, и невозможно было спрятаться, скрыться, чтобы про тебя не говорили. Когда приходила на танцы, гимнастику, я видела эти взгляды, как на меня показывали пальцем. И, конечно, я переживала очень сильно.

Наверное, в саду это еще не так отражалось, а вот ближе к школе, когда ты уже попадаешь в общественное поле, когда уже учишься себя отстаивать, стало тяжелей. Я старалась не показывать эмоциональных переживаний, но внутри, конечно, вулкан был.

Я не могла найти ответ на вопрос: «Почему это со мной произошло?» Это сейчас можно загуглить и получить любой ответ. А тогда я вообще не знала, как это называется. Вот безрукая говорили. Только в 25 лет я узнала, что такое аплазия кисти.

Много разных ситуаций было на самом деле. Просто я свой мозг так запрограммировала в каком-то возрасте, что старалась видеть только позитивное, не обижаться на людей. Меня так мама, папа воспитывали, чтобы быть доброй. Я ходила в летние православные лагеря, и там меня научили молиться, прощать, любить, дружить, просить прощения. И вот это мне очень сильно помогло на самом деле, потому что я находила ответы, хоть и неполные, и они успокаивали меня на какой-то период. Это помогло воспитать силу духа.

Сейчас компания «Моторика» изготавливает бионические протезы для детей от двух лет. Думаю, если в моем детстве это было доступно, я избежала бы некоторых травм, с которыми мне пришлось работать в последствии. Я бы позиционировала себя не как человека с ограниченными возможностями, а как кибергероя. И этот путь принятия себя занял бы намного меньше времени.

Вероника Левенец на конференуии Motoriconf 23

© Пресс-служба

«Думала, что я не их родная дочь. Как еще вот у таких здоровых красивых людей может родиться такая, как я?»

— Что касается реакции родителей на мое рождение, я в детстве не поднимала эту тему, потому что и так все сама видела. Хотя, еще будучи ребенком, особо там ничего не понимала, но чувствовала, что что-то здесь не так. У меня мама очень красивая, видная женщина, и тогда она была еще молодой девчонкой. По городу она шла со своей шикарной улыбкой, фигурой, волосами, задорным взглядом. Но, приходя домой, она плакала. Сперва я задавала вопрос: «Что с тобой, мамочка, почему ты плачешь?» Она меня обнимала и говорила: «Все хорошо, дочь». Со временем я уже начала понимать, что это как-то связано с моей рукой, с тем, что я в принципе такая одна в городе.

То есть родители никогда на людях не показывали, что им тяжело. Но дома это все было видно. И когда до меня это дошло, я начала копаться в документах и искать свое свидетельство о рождении, какие-то доказательства. Я просто чувствовала, что есть тайна. Думала, что, наверное, я не их родная дочь. Как еще вот у таких здоровых красивых людей может родиться такая, как я? Только со временем, с годами мы смогли спокойно поговорить обо всем без боли.

Чтобы купить мне первый протез, родители во всем себе отказывали, откладывали каждую копейку. Нужно было поехать из Киева в Санкт-Петербург, оплатить дорогу, проживание, сам протез – все это стоило космических денег. Это были перчатки в резиновой оболочке, которые пачкались, стоило только фломастером или ручкой черкнуть. Их хватало максимум на полгода. Причем оттереть эту краску было невозможно ни хлоркой, ни специальным раствором.

Из-за этих протезов приходилось во многом себя ограничивать. Представляете, маме 25 лет, ей хочется платьице, а нужно было тратить деньги на совсем другое.

«Во втором классе я уже отжималась на протезе. Он был, конечно, страшный, с ремнями через всю спину. Выглядел ужасно»

— Помню, когда у меня впервые появился протез, у меня было ощущение, что сейчас я зайду в класс и все смогу. И дети так удивлялись, интересно реагировали, ведь было даже непонятно, что это такое – протез или нет. То есть я куда-то уехала на две недели, а вернулась уже с отросшей рукой. И одноклассники действительно подходили, пытались потрогать невзначай. Все по-разному реагировали, но я чувствовала себя классно.

Жить с протезом я тогда привыкла довольно быстро. Во втором классе я уже и отжималась на нем — такой активный тяговый был протез. Его мне сделали для того, чтобы скорректировать осанку, чтобы нагрузка на мышцы равномерно распределялась. Он был, конечно, страшный, с ремнями через всю спину. Выглядел ужасно, но тем не менее, он позволял мне ходить, например, на физкультуру на ровне со всеми.

Вероника Левенец на вечеринке компании «Моторика» в Archiloft

© Пресс-служба

Вообще за свою жизнь я сменила десятки протезов. Я попробовала все виды, какие только существуют. Становясь старше, я стала просить протезистов делать более утонченные модели. В районе 25-ти лет я выбирала протез на свадьбу, и он у меня совершенно не отличался от второй руки. Он был сделан под загар с французским маникюром.

«Своего единственного я уже нашла, для которого мой протез – просто ерунда. Любит не за это»

— Первый бионический протез я получила пять лет назад, и, должна признаться, он пролежал на полке какое-то время. То есть я не могла элементарно выйти с ним на улицу. Но потом решилась раз, второй и начала ловить взгляды окружающих. Это уже были здравый интерес и восхищение. Я привыкла к такому вниманию. Естественно, это приятно. Это зарождает уверенность. Особенно, когда видишь обратную связь и что это влияет на других людей, ты понимаешь, что в этом твоя значимость, уникальность, а вовсе не недостаток.

Протез влиял и на внимание мужчин. В основном они этого опасались и обходили стороной, не каждый хотел с этим связываться. Но были и настойчивые, достойные, которых отсутствие руки не пугало. Разные реакции были, и это хорошо. Такая закалка своего рода. Знаете, когда мужчина не проходит подобные испытания, и ему важнее количество пальцев и рук, нежели сердце и душа, тогда я понимаю, что это не мой человек. Своего единственного я уже нашла, для которого мой протез – просто ерунда. Любит не за это.

Что касается протеза с 6-ю тысячи камней Сваровски, то идея пришла, когда мы сидели с художником в дизайн-студии «Моторики». Хотелось чего-то необычного. Я столько референсов различных присылала. Было желание, чтобы он мерцал, бросался в глаза и запоминался людям раз и навсегда. Я доверилась художнику, и тогда пришла мысль сделать протез с кристаллами, так как я всегда любила серебро. До конца, конечно, не понимала, как это будет выглядеть. Казалось, что я буду, как сорока. Переживала, чтобы было не грубо и не аляписто. Но получилось очень даже неплохо.

Сейчас есть задумки для нового уникального протеза. Хочу воплотить одну идею, но пока не буду ее раскрывать. Как говорится: «Не говори «оп», пока не перепрыгнешь».

Вероника Левенец на конференции Motoriconf 23

© Пресс-служба

«Я поняла, что родилась без руки не просто так. Теперь я меняю отношение к людям с особенностями»

— Когда благодаря своей особенности я обрела известность, было на самом деле приятно появляться в заголовках новостей, на обложках журналов, участвовать в модных показах. Однако для меня важнее, что я начала видеть результат этой медийности. То есть благодаря узнаваемости я смогла донести свои мысли другим людям. Когда я замечаю, что человек меняет образ жизни, отношение к себе, миру, особенностям, детям, родителям, я понимаю — вот, ради чего это все нужно.

Я поняла, что родилась без руки не просто так. Теперь я меняю отношение к людям с особенностями. Одна женщина как-то сказала мне: «Вероника, благодаря вам я приняла своего ребенка». Годами она не могла смириться, что у ее дочери одна нога короче другой, все прятала ее за длинными штанами. Пять лет в детский сад платье не давала надевать! Представляете, какого ребенку? Для него мама должна быть опорой и поддержкой, ему и так жизнь предстоит непростая. И она действительно начала меняться, произошел «щелчок». Таких примеров очень много.

Мне бы хотелось сказать всем тем людям, у которых история похожа на мою, что каждый человек уникален и важен. И ваши чувства, переживания, мечты имеют значение. Кто бы что ни говорил – вы есть у себя. Нужно верить в себя всегда и принимать все с благодарностью. Это действительно сложно. Но важно этому научиться. Это ваш бесценный опыт, и он делает вас теми, кем вы являетесь.

В жизни бывают и моменты отчаяния, и подъемов, но хорошо, когда есть внутренний стержень, на который можно опереться. А его нужно выращивать самому, не жалея себя и воспитывая только самые лучшие человеческие качества. Жизнь – это самая большая ценность, которая у нас есть.

Страсть для людей с протезами

В конце диалога с каждым из героев мы не смогли не узнать, что для них является страстью, ведь это тот самый вопрос, который наш портал задает каждому собеседнику.

Максим: «Страсть в данный момент для меня — музыка. То есть я в эту сторону направил максимум своего внимания. Это даже, наверное, не про межчеловеческое общение. Это больше про общение с самим собой, про понимание границ того, куда я могу зайти в новом направлении с протезом».

Юлия: «Страсть для меня — помощь другим. Когда мотивирую других людей, когда они говорят: «Блин, вот я сейчас с тобой пообщался, посмотрел на то, чем ты занимаешься, как ты выглядишь, и мне захотелось просто рвать».

Сергей: «Страсть – это влечение к чему-либо, которое переходит в активность, в действия, а не только разговоры об этом».

Вероника: «Для меня страсть – это жгучее желание действовать, любить, хотеть, жить, отдавать, получать и брать. Брать от этого мира все по максимуму. Невероятное пылкое желание здесь и сейчас».