Масленица широкая
Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.
В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей Масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала мальчика лет 8-10 "встречать масленицу": давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и зазывал Масленицу. С субботы же начинали праздновать "малую Масленку" и кое-где на Владимирщине. Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом "Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал отрицательно, того били лаптями. В этот же день ребята здесь с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.
Последнее воскресенье перед Масленицей носило название "мясного воскресенья". В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать гостей к себе. В этот день тесть ездил звать зятя "доедать барана".
Приметы, пословицы и поговорки про Масленицу
- Ненастье в воскресенье перед Масляной - к урожаю грибов.
- Какой день Масляны красный, в такой сей пшеницу.
- Если на Масленицу идет снег, будет урожай гречихи.
- Масленица - объедуха, деньгам приберуха.
- Не житье, а Масленица.
- Ищет, где сорок лет Масленица и по три года мелкие праздники.
Про Масленицу
Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, делая дни длиннее. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как Масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Этот яркий, солнечный праздник приходит к нам в начале весны. В нем все - и прощание с долгой зимой, и мысли о ласковом лете, и ожидание светлого дня Воскресения Христова.
Масленица - самый древний и самый любимый праздник на Руси. Он родился в давние, языческие времена, когда крестьяне-землепашцы готовились к первому весеннему севу. Теперь мы отмечаем Масленицу за неделю до Великого поста. В церковных книгах масленица называется сырною неделею, которая заканчивается Прощёным воскресеньем. В этот день все мы просим друг у друга прощения. На Руси каждый день масленой недели имел свои особенные названия: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки и, наконец, воскресенье - прощёный день.
Первыми масленицу, конечно же, встречали мальчишки и девчонки. Они выбегали на улицу и кричали:
Уж ты ль, моя масленица,
Красная краса, русая коса,
тридцати братов сестра,
сорока бабушек внучка,
трех-материна дочка,
кветочка, ясочка,
ты ж моя перепелочка!
Приезжай ко мне во тесовый дом
душой потешиться, умом повеселиться,
речью насладиться...!
А потом строили снежные горы, катались на санках, играли в снежки. Впрочем, это все больше мальчишки. А девочки делали из соломы куклу, которую так и называли - Масленица. Они надевали на нее кафтан, шапку, опоясывали кушаком и возили по деревне на салазках. Ну а что же взрослые? Конечно же, они готовили разные угощения, варили мед и пиво, и, разумеется пекли блины.
Традиции Масленичной недели
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами: обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия и правила поведения:
- Понедельник - встреча,
- вторник - заигрыш,
- среда - лакомка, разгул, перелом,
- четверг - разгуляй-четверток, широкий,
- пятница - тещины вечера, тещины вечерки,
- суббота - золовкины посиделки, проводы,
- воскресенье - прощёный день.
Вся же неделя именовалась "честная, широкая, веселая, боярыня-Масленица, госпожа Масленица". По материалам прошлого столетия, Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили такое приветствие Масленице: "Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася". После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!"
В Дмитровском районе, под Москвой, в понедельник в семьях, где есть молодежь, делают из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображает девушку, в руки этой фигуры дается помазок и блин - главные символы Масленицы.
О каждом дне Сырной седмицы
Современному человеку иногда сложно разобраться в масленичной терминологии. В чем, собственно, суть Масленицы? Только в том, чтобы объесться тещиными блинами? И почему именно тещиными? При чем тут кулачные бои, зачем в последний день, в Прощёное воскресенье, идти на кладбище? Народ достаточно мудр, чтобы ничего не изобретать только для потехи. На первом месте всегда стояла польза. И беспутно-скоромная затейливая Масленица - не исключение. Вероятно, поэтому принята она и церковью, но уже под именем Сыропустной недели, ибо каждый день, даже в традиционные постные среду и пятницу, можно есть сыр и масло. Согласитесь, нелишне для организма после тощей зимы да перед Великим постом. Даже советская власть, ревниво относившаяся к ритуалам дореволюционной жизни, не смогла искоренить Масленицу. И при Сталине, и при Брежневе народ Масленицу исправно отмечал. Гораздо, правда, скромнее, чем до октября 1917-го.
Уха с расстегаями так и осталась для многих красивым литературным оборотом. Но вот блины пекли повсеместно. Мышиного цвета - в кулинарии и закусочных. Ноздреватые, с золотистой корочкой, пышные - дома. Тонкие на молоке, толстые на кефире, оладьи на дрожжах. Или сложные в приготовлении блинчики - толщиной в полмиллиметра. Впрочем, куда нашим воспоминаниям до щедрой на запахи и вкусы памяти писателя Ивана Шмелева: "Стол огромный. Чего только нет на нем. Рыбы, рыбы, икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужница с зелеными глазками, огурцы, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым шипящим маслом на конфорках, графинчики, бутылки... За ухою и расстегаями - опять и опять блины. Блины с припеком. За ними - наливное, опять блины, уже с двойным припеком, за ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины с грибами, с кашей, наважка семивершковая с белозерским снетком в сухарях, политая грибной сметанкой... Блины молочные, легкие, блинцы с яичком, еще разливная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое, пломбир миндальный, ванильный".
Само слово "масленица" появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели ("касаточка", "сахарные уста", "целовальница"), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.
В старину царь Петр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось. Кто хочет хотя бы отдаленно представить, как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние ее дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное представление 1998 года не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит.
С понедельника начинали печь блины. Кажется, чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь простую радость человеческого общения ничем не заменишь. К тому же лишний почет тестю с тещей не помешает.
Все знают пословицу "Первый блин комом". А, собственно, почему? Разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!" Хорошее правило - поминать, вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: "комом" - значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.
Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха - качели, и скоморошьи частушки...
Главное в заигрышах - любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные "позыватки", родители пекли горы блинков - чтобы парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.
Третий день Масленицы, среда, - лакомка. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного - в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка "Масленица-объедуха - денег приберуха". Но ничего не попишешь: "Хоть себя заложи, а Масленицу проводи!" Тещины блины - это целый пир. Уж каких только не напечет - и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет - только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка - родная кровь, ей потом выслушивать.
Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день - широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.
"Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Едут парни с веселыми связками шаров. Гудят шарманки. Фабричные катаются на извозчиках с гармонью. Мальчишки "в блина играют": руки сзади, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать - не выронить, весело бьются мордами", - вспоминал этот день Иван Шмелев.
"Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств - значило в старину жить в горькой беде, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног", - пишет известный этнограф И.П.Сахаров.
Пятый день Масленицы называется выразительно - тещины вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. Да не просто если та зайдет, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Говорят, "у тещи зятек - любимый сынок". Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.
Шестой день этой разгульной недели - золовкины посиделки (золовка - это сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. Пепел нужно было развеять по полю, чтобы был хороший урожай.
И вот завершающий день - Прощёное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры - лед растопить, холод уничтожить. Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.
Это день очищения, день подготовки к посту. "Прости меня, если виноват" - "И ты меня прости" - "Бог простит". Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью, привозят подарки. Кумовьев тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.
Прощеное воскресенье - это еще и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.
По окончании Масленицы принято ходить в баню. В понедельник будет не до веселья - начнется Великий пост.
Масленичные обряды мало изменились за последние четыре века. Может быть, именно потому, что они необходимы. И, повторяю, дело тут не во вкусных блинах и не в возможности попировать, повеселиться. Для этого не было бы смысла вторую тысячу лет тщательно высчитывать именно эту неделю.
Блины на Масленицу
Без блинов не масленица, без пирогов - не именины. Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. "Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходит на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки. На Масленице - первый блин за упокой.
Действительно, первый блин, испекаемый на масленой неделе, кладут на слуховое окошко "для душ родительских" со словами: "Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!"
Кое-где первый блин отдается нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.
- Блин добро не один.
- Блины брюха не портят.
- Блин не клин, брюха не расколет.
Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои!
Так припевали хозяйки, и гости и продолжали масленичное блинное чревоугодие.
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица.
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!
Так шутили и посмеивались сами над собой.
Загадки о блинах
- Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде)
- На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины)
- Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло)
- Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях)
Катание с горы на Масленицу
После обеда дети собирались на горе и катались, не отставали от ребят и взрослые. В один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали "на Масленицу", припевая. Дети катались с гор во все дни, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды-четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.
Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен. В Архангельской губернии долго сохранялась традиция на Масленицу скатываться с горы парам, которые поженились в этом году. Сани с молодоженами подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: "Молоду такого-то на горку!" Она, услышав приглашение, выходит из саней и, поклонившись на ту и другую сторону в поле, идет к ожидающему ее мужу, беспрерывно кланяясь, а зашедши на горку и еще отмерив в одну сторону три низких поклона и севши к супругу на колени, целует его два или три раза, но стоящие тут зеваки, не довольствуясь такою малою любезностью новобрачных, держат санки, говоря: "Еще, еще раз подмажь, ходче пойдет!" - и заставляют ее таким образом целовать 10 раз и более, и тогда только спускают их катиться. Скатившись, молодая опять целует мужа один раз.
Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу. Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься.
Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь. Вообще, катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.
Свадьбы на Масленицу
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себе пару. Например, костромичи "выборанивали девок" - таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. В Острогожском уезде Воронежской губернии женщины привязывали неженатым парням колоды - это шуточное наказание за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином блинами, конфетами.
Больше всего внимания и почестей оказывается на Масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы.
Молодые супруги должны были принять участие и в обычае, который известен под названием "Столбы". Состоит этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы (обыкновенно в те самые, в которых венчались), встают рядами ("столбами") по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга; при этом кричат: "Порох на губах!" - и предлагают целоваться. "Покажите, как вы любитесь!". "Столбы" продолжаются час, потом едут кататься.
В Тверской губернии к молодухе, вышедшей замуж в прошлом году, приводят борону и сани. Молодая должна была выкупить шелыгу. Если молодуха выкупит шелыгу, выставит угощение, то поедет на гулянье на санях, а если поскупится, то поедет на бороне. У владимирцев был свой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег (говорили: "Молодых затьев зарывать пойдем!"). Жена должна была выкупить своего мужа, поднести "зарывальщикам" угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили.
Традиционный вятский "целовник" имел место в масленичную субботу, когда подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу... Молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней".
Тёщины блины
Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен. В некоторых местах "тещины блины" происходили на "лакомки", в среду на масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.
- Зять на двор - пирог на стол.
- У тещи про зятя и ступа доит. Придет зять, где сметанки взять?
- Был у тещи, да рад утекши.
- У тещи зять - первый гость, а принят в дом - первый разбойник.
- Нет черта в доме - прими зятя. Зять в дом - и иконы вон.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. "Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок". Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Гуляния на Масленицу
С четверга, недаром называвшегося "широким", масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега.
Центральной фигурой все же оказывалась сама Масленица - кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу. Сопровождает Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядятся цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло.
В пошехонском селе Давшино (Ярославская губерния) масленичный поезд выглядел следующим образом: запрягают десять лошадей и более в нарочно для того приготовленную большую повозку своего рукоделья: лошади впрягаются гусем одна за другою; на каждую из них сажают вершника в рубище, разодранном с ног до головы, всего выпачканного сажею; один вершник держит большой кнут своего изделия, другой - метлу; везде и даже на свои шеи навешивают коровьи колокольчики и всякие погремушки; рогожную кибитку увешивают вениками, как будто унизывают жемчугом, и сажают в нее пьяного человека, испачканного сажею и в разодранном рубище, облитом пивом; подле него стоит бочонок с пивом, против него - раскрытый сундук со съестными припасами - пирогами, рыбою, яйцами, оладьями и пряженцами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.
В Сибири масленичный поезд создавали на свой манер: заготовив соломенное чучело с мужскими атрибутами и принарядив его в "мужичье" платье, усаживали в специальный экипаж, составленный из связанных в ряд двух-трех саней; в них впрягалось по одной лошади; в передок саней ставилась пустая бочка, рядом - стол с закуской, пустыми бутылками и винными стаканчиками; посредине водружалась жердь (в 9-10 аршин высоты), на нее надевалось на некотором возвышении колесо, а на нем привязывалось чучело в сидячем положении, с привязанными к нему куском коровьего масла и бутылкой со стаканами; на тот же экипаж клалось еще корыто.
Прощеное воскресенье и проводы Масленицы
В воскресенье - Прощёный день - устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра, чтобы жечь Масленицу. В подмосковных селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь, где на приготовленном костре чучело сжигала.
Калужские девки и бабы разыгрывают целое представление - похороны Масленицы. Делают из соломы куклу с руками, надевают на нее бабью рубашку и сарафан, а на голову навязывают платок. В таком виде кукла эта изображает собою Масленицу. Затем одну бабу нарядят попом, наденут на нее погожу наместо ризы и в руки дадут ей навязанный на веревке осметок - на место кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством "попа" пускаются в путь из одного конца деревни в другой, при пении различных песен. Когда же процессия выступает в обратный путь, то Масленицу сажают на палки вместо носилок, накрывши ее пеленкой. Дошедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу-Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей "поп", размахивая кадилом, кричит "аллилуя!", а за ним кричит, шумит вся толпа - кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет и т. д. А когда Масленицу хоронят, то поют песни.
У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, выкрикивали: "Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!". Кидали в костер блины: "Гори, блины, гори, Масленица!"; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - "Теща, люли, поджаривай блины!".
Как печь блины. Практические советы
Для блинов сгодится любая сковородка - хоть чугунная, хоть тефлоновая, но обязательно с толстым дном. Сначала ее надо хорошенько разогреть. Новую, только что из магазина сковородку надо поставить на маленький огонь, налить масла и нагревать 10-15 минут. После чего масло слить, а сковородку протереть солью.
Пекут блины из пшеничной и соевой муки. Гречневая мука, к сожалению, практически исчезла из магазинов, хотя из нее как раз и делали в старину настоящие русские блины. Впрочем, дома можно смолоть гречневую крупу в обыкновенной кофемолке. Блины с приправами готовят следующим образом: сначала кладут на сковородку зеленый лук, рубленые яйца или кусочки семги, а потом заливают все тестом, и далее по рецепту. Блины подают на стол с пылу, с жару, а к ним - масло, варенье, мед, сметану, икру, лососину, семгу.
Блины на опаре
Вылить в посуду два стакана теплой воды, положить дрожжи, всыпать 500 г муки, размешать, чтобы не было комочков, накрыть, поставить в теплое место на час.
Опара подойдет - прибавить соль, сахар, яичные желтки, растопленное сливочное масло, муку, хорошенько тесто вымесить, после чего прибавить три стакана теплого молока. Опять упрятать в тепло. Когда тесто подойдет, размешать, чтоб осело, снова дать подойти. Еще раз опустить и добавить сбитые в пену яичные желтки. Хорошие блины получаются, если тесто подошло не менее двух-трех раз.
Чтобы блины получились сухие, тесто наполовину нужно готовить из гречневой муки. Замешивается опара на муке пшеничной, а гречневая добавляется вместе с яйцами и маслом.
Блины традиционные
Готовятся по описанной выше рецептуре. На 1 кг пшеничной муки нужно 4-5 стаканов молока, 3 ст. ложки масла, 2 яйца, 2 ст. ложки сахара, 1,5 чайной ложки соли, 40 г дрожжей.
Блины скороспелые
Яйца смешать с тремя стаканами теплой воды, прибавить соль, сахар и соду, затем всыпать муку и хорошо размешать. Развести в стакане воды лимонную кислоту, влить в подготовленное тесто и перемешать. На 500 г муки - 3 стакана воды, 2-3 яйца, 1 ст. ложка сахара, по 0,5 чайной ложки соли, соды и кислоты.
Блины украинские
Сварить пшеничную кашу, дать ей остыть и протереть сквозь сито. В кастрюлю влить 0,5 стакана молока, добавить 1 ст. ложку масла, довести до кипения, всыпать 1 стакан гречневой муки, заварить густое тесто и дать ему остыть до комнатной температуры. После этого в тесто влить разведенные в теплой воде дрожжи, дать подойти, добавить протертую кашу и остальную муку, сырые желтки, перетертые с сахаром. Посолить. Влив теплое молоко, тщательно размешать и дать еще раз подойти. Добавить взбитые белки и выпекать. На 300 г пшена - 300 г гречневой муки, 3-4 столовые ложки масла, 2 яйца, 2 ст. ложки сахара, 1 стакан сметаны, 2 ст. молока, 15 г дрожжей.
Блинчики с медом
Смешать 3 яичных желтка с 0,5 стакана молока, прибавить соль, сахар, помешивая, всыпать муку. После чего положить разогретое сливочное масло, снова тесто гладко вымесить, прибавить молоко и взбитые в пену яичные белки. Выпекать блинчики надо как можно более тонкими, на разогретой сковородке, предварительно смазанной маслом. Каждый готовый блин, не снимая со сковородки, сложить вчетверо. Подавать с медом. На 250 г муки - 2,5 стакана молока, 3 яйца, по 2 ст. ложки сливочного и топленого масла (для смазывания сковороды), четверть чайной ложки соли.
Блинчики с творогом, яйцами и другой начинкой
Смешать сырые яйца с солью, сахаром, прибавить 0,5 стакана молока, размешать, всыпать муку и вымесить тесто без комков. Добавить оставшееся молоко. Блинчики выпекать тоненькими, складывать их стопочкой на доске. Затем в середину каждого положить столовую ложку творожной, яблочной начинки, варенье или густое повидло. Блинчики завернуть в виде конверта и поставить в духовку. При подаче на стол блинчики посыпать сахарной пудрой.
Блинчики с семгой
Таким же образом можно приготовить блинчики с семгой. В этом случае к ним подают сметанный соус с томатом. На 250 г муки - 2,5 стакана молока, 3 яйца, 0,5 ложки сахара, четверть чайной ложки соли. Для обжаривания потребуется 1 ст. ложка топленого масла.
Рецепты блинов на Масленицу
Блины - это символ масленицы. Они чем-то напоминают яркое весеннее солнце. Масленичные блины особые, праздничные.
Блины из гречневой и пшеничной муки
Поставить опару из 0,75 стакана теплого молока, дрожжей и пшеничной муки. Когда тесто подойдет, ввести в него желтки, теплое масло, сахар и соль. Хорошо взбить, добавляя постепенно гречневую муку и столько теплого молока, чтобы тесто было консистенции сметаны, дать подняться вторично. Затем ввести взбитые белки, перемешать и испечь на раскаленной, смазанной маслом сковороде, тонкие блины. Подать со сметаной, подрумяненным с луком маслом, тертым сыром. Для приготовления потребуется 3 стакана пшеничной муки, 1,5 стакана гречневой муки, 30 г дрожжей, 6 яиц, 1 ч. ложка сахара, 4 ст. ложки сливочного масла, молоко, соль.
Блинчики из пшеничной муки
Желтки растереть с солью, сахаром. Продолжая растирать, добавить молоко и взбитые белки. Смазывая сковороду маслом, испечь тонкие блинчики. Для приготовления потребуется 2 стакана пшеничной муки, 3 яйца, 4 стакана молока, 2 ч. ложки сахара, соль.
Блинчики на простокваше
Простоквашу смешать с яйцами, солью, сахаром. Добавить, постоянно растирая, муку. Испечь блинчики и подать их с вареньем. Для приготовления потребуется 400 г пшеничной муки, 6 стаканов простокваши, 6 яиц, 0,5 стакана сахара, растительное масло.
Блины манные
В 2 стакана кипящего молока засыпьте манную крупу и положите масло. Сварите кашу и поставьте ее в холодное место на 50-60 минут. Из муки, желтков, оставшегося молока замесите тесто, добавьте соль и смешайте с остывшей кашей. Массу вымесите до гладкости и пеките блины. Для приготовления потребуется 1 стакан манной крупы, 1 стакан муки, 6 стаканов молока, 3-4 желтка, 4 ч. ложки сливочного масла, 1 ч. ложка соли.
Блины картофельные (из старинных русских рецептов)
Отварите картофель, разомните его тщательно, посолите. В другую небольшую кастрюлю влейте молоко, 1 ложку масла и всыпьте 1,5 столовые ложки муки. Размешайте, поставьте на огонь и варите, помешивая, пока не загустеет. Снимите с плиты и введите в это горячее тесто взбитые желтки. Положите размятый картофель, размешайте. Белки взбейте в густую пену, добавьте, продолжая взбивать, сахарный песок. Соедините белки с тестом, осторожно перемешайте и выпекайте. Для приготовления потребуется 10-15 картофелин, 4 ст. ложки растительного масла, 5 яиц, 4 ст. ложки молока, 1,5 ст. ложки муки, 1 ст. ложки сахара, соль по вкусу.
Совет: сковороду смазывайте маслом с помощью половинки картофелины, насаженной на вилку. Такой помазок не впитывает в себя лишний жир. Можно печь блины и не смазывая сковороду, но тогда в готовое тесто надо добавить несколько ложек растительного масла, размешать его так, чтобы не было видно на поверхности.
Блины русские
С вечера поставить на молоке с дрожжами довольно жидкое тесто из пшеничной муки. На завтра, за два часа перед печением, подбить гречневой мукой, хорошенько взбить, развести теплым молоком и дать взойти. Тесто должно быть немного гуще, чем для блинчиков.
Блины гречневые отличные
4,5 стакана гречневой муки и столько же пшеничной развести теплой водой и двумя ложками дрожжей, посолить и дать подняться. Когда тесто поднимется, развести горячей водой до нужной густоты, хорошенько взбить, дать еще раз взойти и печь.
Блины на соде
Взять по фунту гречневой и пшеничной муки, развести 4,5 стакана теплой воды, посолить, взбить. Взять чайную ложку лимонной кислоты и развести ее в половине стакана холодной воды, влить в тесто. Также в половине стакана воды развести ложечку соды и тоже влить в тесто, размешать и печь обыкновенным способом.
Превкусные манные блины
Вскипятить 1 стакан молока, всыпать 0,75 стакана манной крупы, положить половину ложки масла и сварить кашу обычным способом. Остудить. Незадолго перед выпечкой всыпать 0,75 стакана муки, разбавить 2 стаканами молока, вбить 2 яйца, посолить, размешать до гладкости и жарить на маленьких сковородках.
Блины самые лучшие
Взять полтора стакана пшеничной муки и 2,5 стакана гречневой, 2,5 стакана теплой воды, 4 ложки дрожжей и сделать тесто. Когда оно поднимется, всыпать 1 стакан гречневой муки и дать снова подняться. За час до выпечки заварить тесто 2 стаканами кипящего молока и размешать до гладкости. Когда тесто остынет, посолить, можно прибавить 2 или 3 яйца, 50 г масла и опять дать подняться. Не мешая более тесто, печь блины обыкновенным способом.