Досуг

Театры Москвы: армия бездомных

  Театр для многих зрителей на всю жизнь остается праздником. Неважно, во что мы одеты - в красивое платье и туфли на каблуках или джинсы с кедами. Спектакль - это всегда маленькое чудо. Но сейчас чудес в столице России, похоже, резко поубавится: в Москве начали ремонтировать театры.

  Театр для многих зрителей на всю жизнь остается праздником. Неважно, во что мы одеты - в красивое платье и туфли на каблуках или джинсы с кедами. Спектакль - это всегда маленькое чудо. Но сейчас чудес в столице России, похоже, резко поубавится: в Москве начали ремонтировать театры.

Прекрасно, скажем мы, зрители будут сидеть в чистых залах и удобных креслах, а актеры - играть на сценах с новейшим оборудованием. Но это на первый взгляд. А на второй - ситуация не настолько радужна.

Поясним: в нынешнем году на капитальный ремонт городские власти решили закрыть почти десять московских площадок. А что делать труппам, ставшим бездомными? Играть на площадях? Ехать на затяжные гастроли? Но вот вопрос - когда коллективы вернутся из длительных поездок, найдут ли они свои дома в прежнем виде или их уже займут другие жильцы?

Первым пострадал театр «Эрмитаж», который на протяжении многих лет работает в самом центре Москвы. На днях театр собрал общественность, призывая обратить внимание на свою судьбу.

Немного истории

Театр Эрмитаж

Основная претензия «Эрмитажа» к властям звучит так: выселяете - выселяйте, но дайте помещения для репетиций. Дело в том, что театру с барского плеча выделяют пару офисов под бухгалтерию и аж десять площадок для текущего репертуара.

Но у художественного руководителя «Эрмитажа» Михаила Левитина все равно возникает логичный вопрос к чиновникам: как труппа просуществует без премьер во время долгого периода ремонта?.. Репертуарный театр - не антреприза, основанная по принципу «собрались и сбацали», это тот самый русский «театр-дом», которым так восхищаются в Европе. А тут со всем скарбом, актерами, цехами и репертуаром попросили выйти. На целых два года. Вернут ли? Большой вопрос.

Этим же вопросом задалась и труппа театра. Левитин и художник театра Гарри Гуммель представили проект специального театра-модуля, сконструированного по образу и подобию того, в котором переживал реставрацию главный французский театр «Комеди Франсез».

В среду «Эрмитаж» собрал друзей и журналистов, рассказав им о своих сомнениях, а вчера состоялось заседание в Комитете по культуре города Москвы. Результат оказался неутешительным: модуль чиновники не приняли, мотивировав отказ тем, что строить его дольше, чем реставрировать театр (к слову, в Париже в саду Тюильри подобный временный театр построили за месяц). С репетиционной базой вопрос также остался открытым.

В начале мая в «Эрмитаж» должны прийти рабочие, но Левитин и труппа тверды: они не покинут здание, и, если будет надо, станут ночевать в театре.

Коммерческий вопрос

Театр Эрмитаж

Сад всегда был пристанищем развлекательных мест: основанный в 1894-м меценатом Щукиным, «Эрмитаж» стал площадкой важных культурных событий. Здесь состоялся первый в России показ кинофильма братьев Люмьер, пели Шаляпин и Собинов, дирижировал Рахманинов.

Впрочем, было и иное. В старейшем здании сада работал кафешантан со специальными комнатками для ублажения посетителей. Но тогда московские власти решили, что негоже держать в саду притон, и отдали здание двум молодым режиссерам: Станиславскому и Немировичу-Данченко, которые после долгого обеда в ресторане «Славянский базар» решили основать тот самый великий Художественный театр.

С тех пор в белом особнячке с колоннами было место только театрам: здесь состоялись первые спектакли великого режиссера ХХ века Александра Таирова, первый спектакль Сергея Эйзенштейна, здесь начинал театр МГСПС, будущий Театр им. Моссовета и его режиссер Юрий Завадский. Потом возник прославленный Театр Миниатюр, затем - и левитинский «Эрмитаж».

Театральная Москва ломилась на спектакли режиссера Левитина: «Сонечка и Казанова» по Цветаевой, «Нищий, или Смерть Занда» по Олеше. А «Хармс, Чармс, Шардам! Или Школа клоунов» вовсе стал событием на несколько сезонов. Сейчас очередь за билетами стоит на спектакль «Тайные записки тайного советника» с Михаилом Филипповым в главной роли. И вот - нежданное закрытие.

Все верно, ремонт театру необходим. И провис небольшого участка потолочной балки имеется, и нагрузка на несущие конструкции зрительного зала - тоже. Вроде бы, все понятно.

С другой стороны, вот незадача: здание театра до сих пор не является памятником архитектуры (только культуры). Это значит, что его можно не только перестроить как душе угодно, но и вообще снести и построить что-нибудь еще с подземной парковкой и бизнес-центром. Нонсенс. Дикость. Однако это так. Тем более что срок ремонта увеличился с восьми-девяти месяцев до… двадцати двух.

Финансы поют романсы?

Театр Эрмитаж

Еще в 2008-м по роковой неосторожности рабочих сгорел «Дягилевъ» - богемное место, один из самых дорогих ночных клубов Москвы. Красная коробка «Щукинской сцены», примыкающая к зданию театра «Эрмитаж», хоть и стоит пока неприкаянной, но под нее уже подготовлен проект реконструкции, в результате которой клуб превратится в еще более роскошную площадку.

Проект пока заморожен - благодаря заявлению главного архитектора Москвы Алексея Кузьмина, утверждавшего, что сад «Эрмитаж» получил статус территории садово-паркового искусства и проводить на его территории стройку нельзя. Но это неопределенное «пока» беспокоит всех: и жителей близлежащих домов, и, естественно, театры в саду (здесь, кроме «Эрмитажа», еще «Сфера» и «Новая Опера»).

Если уж по гамбургскому счету, то сад «Эрмитаж» - фантастически лакомое место. Просто мечта рестораторов и прочих владельцев разнообразного бизнеса luxury-сегмента. Логично было бы предположить, что «Эрмитаж» и его спектакли им как бельмо на глазу. Впрочем, доказательств - никаких, но худрук театра и труппа уже подвергались попыткам рейдерского захвата.

В 1993-м вся труппа во главе с Левитиным объявила голодовку (через три дня театру дали разрешение работать). В 2006-м на Михаила Левитина было совершено покушение, совпавшее с настоятельным предложением закрыть театр, и худрук был вынужден полгода передвигаться по городу с охранником. Тогда - сдюжили. Что будет сегодня - неизвестно.

Театр Эрмитаж

Новый мэр Москвы Сергей Собянин выделил на ремонт и реконструкцию московских театров в 2011-м году 1,2 миллиарда рублей. Сумма невообразимая (если учесть, что до прихода Собянина к должности она составляла 800 миллионов).

Эта щедрость на деле будет означать только одно: московские театры всем скопом позакрывают на капитальный ремонт и реконструкцию. Просто «Эрмитаж» стал первой ласточкой. В списке только лишь первоочередников - филиал Театра им. Маяковского, Театр им. Ермоловой, Театр Кошек Юрия Куклачева, городской театр «Тень», театр Эстрады, Театр им. Пушкина, «Содружество актеров Таганки»…

Куда денутся ВОСЕМЬ коллективов?.. Тоже будут играть по чужим площадкам на правах «родственников из Житомира»? Интересно, а как Куклачев будет работать со своими кошками в чужом пространстве? Они ведь не люди, им не объяснишь, почему они не дома: животные привыкают к «своему» настолько, что просто могут забастовать.

Также остается открытым вопрос, на какой площадке сможет существовать уникальный театр «Тень» с его крошечным домашним зальчиком, крошечными куколками «Лиликанского театра», компотом и глинтвейном в «фойе», который на самом деле - просто коридор.

Театр - это, прежде всего, атмосфера, разрушить которую ничего не стоит. Сегодняшняя власть декларирует свое внимательное отношение к искусству и культуре, выделяет средства на новые фестивали (чего стоит, например, превращение Перми в важную культурную площадку!) Но внезапно выясняется, что выделенные деньги - не всегда абсолютное благо. Хочется верить, что эта история все-таки увенчается хеппи-эндом, и «Эрмитаж» не встанет в авангарде армии бездомных театров.

Полина ПАРУСНИКОВА

евгения Симонова

«Эрмитаж» - это замечательный театр, который любят и зрители. Лично для меня – это неотъемлемая часть сада, всего этого московского культурного комплекса. Театром руководит удивительный режиссер, прекрасный, интересный – Михаил Левитин. Театр под его управлением живет активной и очень увлекательной творческой жизнью. Трогать его невозможно, какие бы ни были для этого мотивы.

Очень грустно то, что происходит. Вся эта история еще раз подтверждает, что к театрам у нас относятся без должного внимания. Как можно лишать труппу дома, да еще не предоставляя ничего взамен?.. Это все равно. Как если бы пианисту сказали: «Рояль мы у вас забираем. Выступать вы будете где-нибудь, а без тренировок обойдетесь. Зачем они вам, всего-то два года потерпеть!»