Досуг

РТР: ИДИОТ В ПИТЕРЕ

“Над вымыслом слезами обольюсь...”Пушкин “И стоило становится актером, чтобы на Невском  висели твои портреты с надписью: Евгений Миронов. ИДИОТ” “Книжка толстенная, князь припадочный, деньги какая-то истеричка жжет…” Владимир Бортко

“Над вымыслом слезами обольюсь...”Пушкин “И стоило становится актером, чтобы на Невском  висели твои портреты с надписью: Евгений Миронов. ИДИОТ” “Книжка толстенная, князь припадочный, деньги какая-то истеричка жжет…” Владимир Бортко

  

разу после праздников, с 12 мая, все население Российской Федерации смогло насладиться просмотром нового сериала - десятисерийной экранизации романа Ф.М. Достоевского "Идиот". И в целом правильно — все равно не помнит большинство из нас с вами ничегошеньки из книги, которой культурные иностранцы мерят загадочные глубины русской души. На госканале РТР решили ознакомить нас с нашей же исконной классикой, и замутили 10-серийный проект “Идиот”.

Сама идея экранизации литературной святыни, не включенной в программу школ сугубо общего образования, принадлежит Валерию Тодоровскому, которому давно хотелось “по-своему”, менее дидактично, чем Пырьев в своей постановке 1958 года, “прочесть” Достоевского. Формат многосерийного телекино позволяет наиболее полно сохранить текст и воспроизвести на экране многочисленные сюжетные линии романа. Ставит “Идиота” нового времени автор, наверное, лучшей телеэкранизации Булгакова Владимир Бортко (“Собачье сердце”).

Всякая классика хороша тем, что она, к счастью, не стареет. А может, к сожалению, конечно, футуристы хотели сбросить Пушкина с парохода современности. Парохода нет, а Пушкин остался. “Молодежь перестала слушать взрослых, мир катится к концу...” Когда это написано? Примерно шесть тысяч лет до нашей эры. С тех пор ничего не изменилось. Федор Михайлович абсолютно современен, поскольку человеческие характеры и человеческие отношения не меняются. Человек вообще не меняется никогда, а классика выявляет это в наиболее ярком виде. Поэтому осовременивание Достоевского — чистой воды глупость. Вот Бондарчук попытался со своим “Даун-Хаусом” - но это не Достоевский. Это талантливое произведение, только непонятно, зачем оно сделано. Доказать, что классика может быть интересной? Такие бы усилия да в мирных целях — цены бы им не было. Похулиганить захотели? Ну что ж, пожалуйста, никто не запрещает. Но смысла в этом я не вижу. Хотя, смотря “Даун-хаус”, я смеялась.

Режиссер Владимир Бортко в отличие от своих предшественников снял свой мини-сериал не только о Настасье Филипповне и ее мужчинах. Как говорит он сам: "В основном и кино, и театральные постановки основаны на первой и третьей книгах романа, то есть на любовной истории. Но помимо этого есть еще две трети романа, где Достоевский пишет о сложных вещах". "Сложные вещи" у Бортко сняты настолько изящно, что съедаются легко и на раз даже усталым и не желающим никаких философий глазом. Так что нелюбители вникать в причины мирозданья могут не опасаться, что им в качестве вечернего развлечения (а сериал шел в прайм-тайм) подсунут поучительную проповедь. И во многом легкость эта обеспечивается за счет действительно фантастической игры актерского состава.

Главные роли играют молодые звезды первой величины: Князь Мышкин - Евгений Миронов. В титрах идет выделенным шрифтом, режиссером и даже своими коллегами называется не иначе как "гений", "гениальнейший", "лучший актер всех времен и народов". Он играет и в самом деле так, что в мгновенном порыве хватаешься за простыню, потому что обычный носовой платок не вместит всех слез, которые Миронов - Мышкин выжимает из не подготовленного к такой игре зрителя. И этот зритель уже к исходу первой серии осознает, если раньше не знал, что Миронов - действительно великий актер и что "Идиота" давно надо было снять. Для него. Под него. Ему, правда, тоже пришлось подстроиться под фильм. Как говорит Миронов, "в книге князь - молодой, очень худенький человек. Вот и я похудел на десять килограммов". Миронов, как свидетельствуют очевидцы, работал по двадцать часов в сутки, заучивал десятки страниц текста и терял килограмм за килограммом. И действительно, актер идеально подходит под описание своего героя: “молодой человек, тоже лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное, ...” (“Идиот”, Ф.М. Достоевский, Москва, “Эксмо”, 2003, стр. 6)

Рогожин - Владимир Машков, в котором лично мне все время виделся Пугачев из “Русского бунта”, но роли богатого человека, эдакого “всех куплю!” это ничуть не помешало.

Лидия Вележева - Настасья Филипповна. Поклонники “Воровки” правда, сказали, что именно она – “слабое звено” сериала. На мой взгляд, ей немного не хватает чего-то до той самой роковой женщины, вокруг которой завязано все в романе. Но конкурс на Настасью Филипповну был поистине огромен — роль-идефикс, в некотором смысле женский аналог актерского “Гамлета”, хотели сыграть очень многие. В результате молодая звезда Вахтанговского театра, честно выиграла видеопробы у более чем десяти претенденток – а это уже говорит в ее пользу.

Впрочем, и весь актерский состав телефильма впечатляет: Инна Чурикова, которая по мнению психиатра Домаева, “гениально впала в детство” (“Телесемь” за 26 мая – 1 июня), Олег Басилашвили - генерал Епанчин — облеченный в генеральский мундир с эполетами, на редкость органично отдыхает в китайской гостиной, Алексей Петренко, Владимир Ильин, Михаил Боярский, Ольга Будина и даже... телеведущая Мария Киселева, исполняющая роль Вари Иволгиной.

Мини-сериал о страданиях прекраснодушного, но больного (а в России это связано неразрывно, здоровый прагматизм у нас не уважали никогда) русского князя снимают, конечно же, в Питере. В аляповато-роскошном особняке купца Спиридонова, нечаянно не разграбленном в период революций, снимается, пожалуй, самая эмоциональная и надрывная сцена фильма — помолвка Настасьи Филипповны, сопровождаемая сжиганием дензнаков в печке. Ганя Иволгин в исполнении Александра Лазарева (кстати, меня несколько удивило, что при близости фильма к тексту, Лазарева все же оставили брюнетом) уже готов кинуться их вынимать. Мысль о деньгах у Гани – это почти паранойя, а вот отказ – это скорее агрессивный кукиш миру, гордыня, а не нравственный выбор. Именно этот кукиш особенно удался Лазареву. Вообще, на мой взгляд, уж слишком красивый, сильный актер выбран для образа Иволгина – человека по сути комплексующего, амбициозного,агрессивного, по мению психиатров, которые тоже посмотрели и сам сериал, и книгу. (Домаев, “Телесемь” за 26 мая – 1 июня)

    Кстати, о сожженных деньгах. Нужны были именно купюры времен Александра II — они оказались жуткой нумизматической редкостью, стоящей на аукционах от 2 до 6 тысяч долларов. В “Идиоте“ у Пырьева сняли “неправильные“ деньги, а здесь удалось выйти на коллекционера, который подарил ксерокопию искомой сторублевки. Еще месяц экспериментировали с различными концентрациями противопожарных составов для того, чтобы “деньги“ не сразу сгорели, а обуглились.

   Костюмы, грим, бутафория — в них и очарование, и главная сложность любого исторического сериала. “Идиоту” повезло — здесь собрались “последние из могикан” “Ленфильма”. Они часами сидят в питерских архивах-библиотеках, выискивая нужный фасон и рисунок прически, напрягают все личные связи, чтобы достать, к примеру, подлинное лионское кружево или зонтик. Новоделы, какие-то суррогаты не проходят — в кадре тут же видна лажа. Огромная проблема — обувь. Народ гораздо крупнее стал: самым ходовым размером женских ножек в XIX веке был 33-й.

Цена одного дамского платья колеблется в районе 1000 долларов, а всего их пошито для фильма больше 15. Бюджет у “Идиота” такой же, как у “Бандитского Петербурга”. Вот почему деньги уже кончились, а половина фильма еще не была снята.

Единственный минус, который могу поставить - до боли обидно за финал. У Достоевского финальная сцена ночи Мышкина и Рогожина рядом с трупом Н.Ф. — удар, от которого трудно прийти в себя (хоть и занимает в романе всего две страницы). Гениальные детали в тексте романа, подробности, нюансы поведения двух людей, которые за несколько часов сходят с ума, могли бы послужить подробнейшей раскадровкой. И что вообще не получилось у Бортко — это бесконечное ожидание рассвета, который, кажется, не наступит никогда. А затем описание этого кошмарного рассвета. В фильме время укоротилось. Ожидания не случилось.