Укрощение строптивого... шефа
"Не могу найти общий язык со своим начальником. Понимаю, что оцениваю его поведение с точки зрения идеализации, в результате чего прихожу к неутешительным выводам. Это сильно мешает моей работе, поскольку она творческая, предполагающая наличие постоянного вдохновения, а отношения с начальником отражаются на ее качестве и желании работать вообще. Коллеги с ним либо не общаются, либо откровенно подтрунивают и подкалывают его.
Я пробовала на время сменить работу, но вернулась на прежнее место и все пошло по-прежнему. Очень переживаю по этому поводу, нахожусь в постоянном стрессе. Может, кто бывал в подобной ситуации, сумеет подсказать решение моей проблемы? Работу менять не хочу, но в то же время не смогу долго заставлять себя каждое утро на нее ходить, зная, что придется общаться с нудным, скучным человеком с достаточно низкой самооценкой, который для возвышения собственного "Я" постоянно унижает подчиненных".
Комментарий психолога Екатерины ГОРШКОВОЙ
Невозможность найти общий язык с руководителем весьма распространенная причина увольнения в наши дни. Проблема взаимоотношений с руководителем волнует многих. Бывают ситуации, когда она настолько обостряется, что остается единственный выход – сменить работу. Но что делать, когда увольнение нежелательно или невозможно? Безропотно терпеть и жить в постоянном стрессе? В этой ситуации единственный вариант решения проблемы видится в том, чтобы создать себе максимально комфортные условия для работы.
Нужно определиться: для чего, все-таки, мы ходим на работу?
Если отставить эмоции, то ответа может быть два – заработать денег и реализовать свой потенциал. И процесс этот взаимовыгодный, поскольку ваша самореализация и талант приносят компании прибыль. Поэтому, чтобы спокойно работать и успешно двигаться в выбранном направлении, нужно иметь очень четкие карьерные цели.
Например, «на этой работе я могу приобрести такие-то навыки и знания, что увеличит мою стоимость на рынке труда», «пока я здесь работаю, закончу курсы повышения квалификации, и смогу занять более высокую должность здесь или в другой фирме». По большому счету ваша цель - не наладить отношения с шефом, а обеспечить более благоприятные возможности для воплощения в жизнь своих идей и, как следствие, карьерного роста.
Подобный план позволяет управлять ситуацией продвижения своей карьеры не поддаваясь эмоциям и дает возможность определить временные рамки пребывания в той или иной должности, и, если есть необходимость, сменить работу, коль она перестала отвечать вашим запросам. Наличие таких рациональных целей поможет построить деловые отношения как с начальником, так и с коллегами.
Итак, существуют правила локализации конфликтов местного масштаба, освоив которые можно устроить себе вполне комфортную жизнь в коллективе.
Начальники не вечны. И многие в глубине души прекрасно осознают это, как и то, что их положение долгое время вряд ли будет стабильным. Поэтому большую часть рабочего времени такой начальник защищает себя от различных угроз, чем думает об интересах компании. Представьте, как ему тяжело: над ним тоже есть начальник либо владелец компании, он требует выполнения планов, и, вполне возможно, срывается и агрессивно реагирует в случае недовольства. А вокруг столько талантливых сотрудников, которые могут претендовать на его место!
Такой руководитель живет в состоянии постоянного беспокойства. И подчиненных он унижает не потому, что получает от этого удовольствие, а потому, что ему …страшно. Словом, не жизнь, а сплошной кошмар! Есть еще другой вариант: ваш начальник действительно заботится об интересах компании и каждый промах, промедление выводят его из себя. Потому что ему предстоит отвечать перед своим начальником. А может быть, он очень неуверенный в себе человек, который не умеет нормально разговаривать, контактировать с сотрудниками? В любом случае верно одно: большую часть времени он проводит непосредственно в мыслях о себе или о делах, касающихся его.
Поэтому не стоит тратить время зря, переживая и обдумывая слова шефа, а также сплетничать о нем. Самый верный способ выйти из опасной зоны конфликта - стать союзником шефа, но не другом, и решать общие цели. А они у вас действительно общие. Для компании это рост прибыли, для шефа - сохранение статуса (а возможно и продвижение по карьерной лестнице), а для вас – реализация своих идей, и, как следствие, карьерный и материальный рост. Не важно где - здесь ли, в другой компании. Результативность сотрудника оценивается по удачным проектам. И чем больше их будет на вашем счету, тем лучше.
Необходимо уяснить, чего же хочет шеф, и уметь доносить свои мысли до него. Очень часто люди говорят об одном и том же, но не могут понять друг друга, поскольку одну мысль можно выразить по-разному. Чтобы говорить на одном языке, нужно внимательно слушать, задавать вопросы, подстраиваться под речь собеседника.
Внимательно слушать - это не значит молчать. Надо давать собеседнику возможность выговориться. Например, уточнить смысл сказанного: «если я правильно понимаю, Вы сказали…», «что Вы имеете в виду, когда говорите о…»; цитировать его в своих ответах: «Вы считаете, что мой проект требует доработки в плане… ».
Задавать вопросы следует для того, чтобы понять смысл сказанного, а не додумывать за собеседника и приписывать ему свою реакцию на проблему. Например, выражение «я много зарабатываю» для одного человека означает тысяча долларов, а для другого эти деньги кажутся смешными. Получается, речь идет о разных вещах. А вот если спросить: «много - это сколько?» - ситуация сразу прояснится. «Вы хотите, чтобы я исправила отчет. Как срочно это нужно сделать? Если я сделаю к пяти часам сегодня, Вас устроит?»
Подстраиваться под речь собеседника - значит стараться использовать слова и выражения, характерные для него. Так он вас быстрее поймет. Люди воспринимают информацию по разным каналам: кто-то лучше понимает схемы, кто-то то, что слышит, другой то, что видит, третьему нужно обязательно потрогать или «почувствовать на собственной шкуре». Старайтесь выделять ключевые, часто повторяющиеся фразы собеседника и употреблять их в своей речи. Это создаст атмосферу доверия и взаимопонимания.
Для нормального разговора шефа нужно сначала успокоить. В основе агрессивной реакции лежит не отношение именно к вам, а реакция на какие-то личные обстоятельства. В принципе критика, если она конструктивна, помогает нам развиваться. Без нее мы бы не знали, в каком направлении двигаться. Критика это обратная связь, агрессия - это эмоции. Когда человек находится под их влиянием, он не может рассуждать рационально. Поэтому первое, что нужно сделать, это перевести разговор на язык фактов.
Это может выглядеть примерно так: «Вы говорите, что я допустила ошибки в отчете. Давайте рассмотрим эти моменты более подробно, чтобы я могла их исправить. Да, действительно, вот здесь вижу ошибку в расчетах. Хорошо, что вы обратили внимание на это. Думаю, в течение часа смогу все исправить. Вас устроит, если отчет будет готов через час?».
Следуя этим советам, вы создадите вполне благоприятную рабочую обстановку для реализации своих карьерных целей. И кто знает, может взаимоотношения с «трудным» шефом перерастут в плодотворное сотрудничество?
Если жизнь загоняет вас в угол и вы не знаете, как найти выход из создавшегося положения - расскажите о своих проблемах. Наш психолог-консультант и читатели журнала оценят ситуацию со стороны, выскажут свое мнение и подскажут пути их решения.