Может ли ВИЧ-инфицированный мастер работать в салоне красоты
1 декабря — всемирный день борьбы со СПИДом. Раньше я никогда не обращала внимания на эту дату, да и подобную тему старалась обходить стороной. «Меня это не касается, у меня таких проблем нет», — думала я, как и масса других людей. До той поры, пока не столкнулась с этой темой в рамках салонного бизнеса. И покопавшись в проблеме, я хочу защитить ВИЧ-инфицированных мастеров и вместе с экспертами рассказать, почему они имеют право работать в сфере красоты и почему их не стоит бояться.
Что думают врачи
На самом деле наше общество страдает от информационного голода на тему ВИЧ и СПИДа, именно поэтому к людям с такой проблемой относятся, как к чумным, и посылают вслед проклятия.
Для начала давайте разберемся, чем же ВИЧ отличается от СПИДа. ВИЧ — вирус, вызывающий дефицит иммунитета. СПИД — заболевание, которое поражает систему защиты организма от болезней, это последняя стадия, она, к сожалению, неизлечима.
Для лечения ВИЧ существует специальная антиретровирусная терапия. Если инфицированный начнет вовремя принимать препараты, они будут подавлять размножение клеток вируса, а обладатель заболевания в прямом смысле слова может жить долго и счастливо. Более того, он может с меньшей вероятностью передать вирус другим людям.
К слову, о возможности заразиться.
Вирус может передаваться при использовании нестерильного инструментария, загрязненного кровью ВИЧ-инфицированного человека, например, во время процедуры маникюра.
Здесь есть одно «но». Вирус живет только в жидкой среде, а когда кровь высыхает, быстро умирает. Если в салоне вам будут делать маникюр той же пилочкой, на которую попала кровь зараженного клиента, не факт, что вы получите инфекцию.
Абсолютно точно в салоне приобрести ВИЧ можно только в том случае, если мастер-носитель будет работать без перчаток, у него будет открытая рана на руке, и у вас тоже. И он заденет своими эпителиями ваши.
Иными словами, даже в салоне, где у владельцев и мастеров наплевательское отношение к гигиене, у вас больше шансов заразиться грибком, чем ВИЧ.
Что думают юристы и эксперты рынка
Интернет пестрит жестокими и страшными историями о том, как мастеров, о ВИЧ-статусе которых становилось известно, просто выживали из салонов. «Со мной не здоровались коллеги, обходили стороной и чуть ли плевали вслед», «я потеряла почти всех своих клиентов и доход, куда пойти работать — не знаю». А некоторых и вовсе увольняли с формулировкой, что они создают угрозу жизни и здоровью сотрудников.
Руководители таких предприятий считают, что правда на их стороне, а разжалованные сотрудники опускают руки и не знают, могут ли себя защитить.
Эксперты рынка и юристы твердят одно: защищать себя такие работники могут и должны. Александр Карабанов, председатель московской коллегии адвокатов «Карабанов и партнеры» рекомендует поступить следующим образом.
По общему правилу, федеральное законодательство устанавливает запрет на ограничение прав и свобод ВИЧ-инфицированных граждан, в том числе нельзя увольнять работника на основании только наличия у него ВИЧ-инфекции. В случае незаконного увольнения работник может подавать исковое заявление в суд по своему месту жительства и требовать восстановления его на работе и выплаты компенсации. Госпошлина по категории трудовых дел не уплачивается.
Более того, потенциальный сотрудник вообще никому не обязан рассказывать о своем ВИЧ-статусе и приносить справку о наличии этого вируса. В случае, если вас в организации заставляют принудительно сдавать анализ на ВИЧ, Антон Красовкий, журналист, руководитель фонда «СПИД.ЦЕНТР» предлагает апеллировать к закону.
На основании федерального закона № 38 работодатель не имеет права просить у работника справку о его ВИЧ-статусе. Предоставлять подобную справку должны только медработники определенной категории. Если вы столкнулись с тем, что вас просят принести такой документ, то можете обратиться в суд или нашу организацию. Работодатель, который требует подобный документ, должен быть уволен.
Если же сотрудник сам решил поделиться проблемой с работодателем, начальник не имеет права разглашать подобную информацию и делиться ею со своими подчиненными.
Действительно, работодатель не имеет права распространять информацию о том, что у его сотрудника ВИЧ-инфекция. За данное деяние может последовать как административная ответственность по факту разглашения информации с ограниченным доступом (статья 13.5 КоАП РФ), так и уголовная — по факту нарушения неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ). Поэтому после такого инцидента работник может подать на работодателя в суд и требовать компенсировать моральный вред, причиненный ему в связи с разглашением данных сведений.
Чтобы избежать прецедентов увольнения, связанных с ВИЧ-статусом работника, юрист рекомендует рассказывать подобные тайны при свидетелях.
В случае, если работник решил рассказать работодателю о своем диагнозе, то сделать это нужно при свидетелях, которые уже знают о его ВИЧ-инфекции. Это поможет избежать в дальнейшем проблем, судебных тяжб, связанных с незаконным увольнением работника.
Что думают представители салонного бизнеса
В нашем мире, когда владельцы бизнеса думают больше о деньгах, чем о людях, странно представить, чтобы директор салона взял на работу или оставил творить красоту мастера с ВИЧ. Однако из правил бывают исключения. Два года назад в соцсетех появился пост о том, что в салоне одного известного бьюти-эксперта работал ВИЧ-инфицированный мастер по маникюру.
Люди кидали камни в огород владелицы бизнеса и самого мастера. «Как вы могли держать его у себя», «почему вы не рассказали клиентам», «я бы никогда не пошла в этот салон», «как он мог себе позволить остаться на этой работе».
Что удивительно, эксперт не отреклась от своего сотрудника, не испугалась, что потеряет клиентов. Она защищала несчастного мастера, как настоящая тигрица, и была полностью права. Эту женщину зовут Татьяна Рогаченко, она владелица сети французских салонов Jean Louis David. Она согласилась рассказать нам эту историю, а также поделилась тем, как сама относится к мастерам с ВИЧ.
Этот сотрудник пришел ко мне до того, как узнал о том, что ВИЧ-инфицирован. Он сам рассказал мне о своей проблеме, был в страшной депрессии, но, как образованный человек, который знает разницу между ВИЧ-инфекцией и СПИДОМ, я ни на минуту не задумалась о его увольнении. Вообще я тщательно слежу за состоянием здоровья своих сотрудников и никогда не принимаю медицинские книжки, выданные до прихода на работу ко мне. Уже много лет я пользуюсь услугами специализированного центра, который ежегодно проводит медосмотр моих сотрудников и по итогам обследования выдает либо книжки, либо заключения, как это было в случае с этим сотрудником. Да, это стоит мне денег, но безопасность клиентов и сотрудников для меня стоит на первом месте и я не готова рисковать этим. Должна отметить, что информация о заболеваниях такого рода является конфиденциальной, поэтому я не информировала своих сотрудников о том, что один из них ВИЧ-инфицирован. Информация стала публичной по причине его откровения с другими. Когда это вышло за пределы моего предприятия и получило огласку в социальных сетях, я предпочла не молчать, а его поддержать, и открыто заявила, что ВИЧ-инфицированные — не прокаженные, они имеют полное право и на работу, и на жизнь в обществе, как и все остальные. Далее каждый решает сам — готов он протянуть руку помощи и доверия страдающему человеку или нет. Должна сказать, что это не единичный случай. Еще один мой бывший сотрудник ВИЧ-инфицирован, я искренне сочувствую ему и надеюсь на лучшее. Мы никогда не знаем, где и что нас подстерегает — стать изгоем в нашем обществе очень легко, ведь люди в массе своей жестоки и боятся. То, что эти сотрудники больше не со мной, это их выбор. Но я храню светлые воспоминания и всегда готова прийти им на помощь. Пути Господни неисповедимы! И все мы ходим под Богом, а как говорят, от сумы и тюрьмы, а теперь и от неизлечимых болезней — не зарекайся. Я ценю людей, их профессионализм, их моральные качества, а если эти люди становятся частью моей команды, я их никогда не бросаю.
Послесловие
Очень часто мы сами относимся безответственно к своему здоровью и безопасности. Как говорится, помоги себе сам. Чтобы избежать неприятностей, переступив порог салона, попросите провести вас в комнату, где стерилизуют инструменты (вам обязаны показать ее по первому требованию).
Инструменты должны именно стерилизовать, а не мыть под краном, протирать спиртиком или дезинфицирующим гелем. Хорошая система стерилизации инструментов в салонах проходит в несколько этапов: сначала их отмачивают в дезинфицирующих растворах, затем дают «позагорать» под ультрафиолетом. Такое СПА дает стопроцентный результат того, что инструменты будут девственно чистыми.
Перед процедурой маникюра инструменты должны вскрыть при вас из специального вакуумного пакета.
Если вы пришли на стрижку, при вас мастер обязан достать новый набор расчесок, на них не должно быть следов волос, чешуек и мусора. Продезинфицированную бритву тоже должны достать при вас.
Мастер, независимо от того, делает он маникюр или стрижку, должен работать в перчатках от начала и до конца. Если он скажет вам, что в перчатках неудобно стричь, делать маникюр, результат получится не таким хорошим, вставайте и уходите. Это говорит не только о том, что в салоне не заботятся о здоровье клиентов, но и об уровне профессионализма мастера.
Если в салоне соблюдают правила безопасности, следят за чистотой и уважительно относятся к клиентам, вам не должны быть страшны любые заболевания, независимо от того, ВИЧ-инфицирован мастер или нет.
Фото: предоставлены экспертами, istockphoto.com
Читайте также:
Как правильно спорить с доктором